Войти | Регистрация
Свежие: анекдоты, истории, мемы, фразы, стишки
Случайные: анекдоты, истории, мемы, фразы, стишки

История №1421890

ИГРЫ НАШЕГО ДВОРА

В рассветных странствиях я встречаю иногда аксакалов, вызывающих восхищение вовсе не своим состоянием здоровья, под сто лет оно бывает весьма ветхое. Поражают сила духа, неугомонность и жизнерадостность - поднялся человек ни свет ни заря, взял и дошагал туда, куда и на велике не очень-то доедешь. Вопросы смысла жизни их не слишком волнуют - в местах, куда они добредают, она прекрасна!

Я бы не назвал их спортсменами, хотя они любят быстро ходить, плавать, играть в бадминтон и еще множество занятий. Но нет на их телах живописных гор мышц, достигаемых упорными упражнениями.

Задохликами, тощими Кощеями Бессмертными их тоже не назовешь. Это скорее плавное отступление перед грозным противником - старостью. Что-то стало нельзя по состоянию здоровья - значит, надо сменить на другое, но тоже подвижное и увлекательное. Человек ведет себя как главнокомандующий весьма потрепанной армии - ну, пусть какие-то ее отряды разбиты в прах или измотаны, это не повод уходить в спячку на зимние квартиры. Отступили, отдохнули, заняли новую удачную позицию - и опять готовы к бою!

Вот что их сделало и хранит такими?

Иногда я об этом их спрашивал. За годы этих «иногда» может и несколько сот респондентов наберется, я их не пересчитывал и статистики ответов не вел. Просто встретил несколько сот рассветов в разнообразных местах, где они обыкновенно водятся. Я приезжал туда не за ними, скорее избегал скоплений - мне многолюдья и в городе достаточно. Я охотился за быстрым пробуждением, хорошим настроением и зарядом бодрости на весь день, а они попадались попутно. Но если место реально классное, там непременно кто-то был, именно из этой редкой категории граждан.

В разговорах с ними я набрел на несколько забавных игр, популярных в 1920-50-х среди людей, которые до сих пор живы и более-менее прекрасно себя чувствуют.

Опишу пока одну, другие отправлю в комменты. С удовольствием почитаю там воспоминания читателей, во что еще играли подобные люди в детстве и юности. Если они еще живы, спросите - охотно расскажут во всех деталях.

ПРИСТЕНОК. Возможно, у нее есть и другие названия, какие? Чику не предлагать, это извращение.

У каждого уважающего себя московского пацана послевоенных лет была хотя бы одна, но обычно несколько штуковин из такого набора:

- Серебряные полтинники или рубли советской чеканки 1924 года или дореволюционные, иногда иностранные монеты примерно того же размера и металла, чем реже, тем круче
- Медали
- Детали какой-нибудь техники или собственной чеканки, при условии, что они тоже металлические, круглые, сверкающие, звонкие при ударе, увесистые и примерно такого же размера. Если они чем-то радикально отличались от этого гибкого стандарта, допиливались или полировались под него.

Обобщенно назову эту штуковину монетой, потому что их было больше.

Игра состояла в том, чтобы запулить ею об стенку с такой силой и под таким углом, чтобы она изрядно отрикошетила, улетела и укатилась в далекое место, так что следующим игрокам было трудно это повторить. Побеждал тот, кому своей монетой удавалось попасть близко, например на расстояние растопыренной ладони.

Играли обычно не на выигрыш монеты, а на копейки. Большая серебряная монета и тем более медаль была для пацана целым сокровищем, чем-то вроде личного оружия - наметана, пристреляна по множеству территорий и объектов. Потерять или проиграть такую - трагедия, найти или выменять - счастье.

При этом сама эта игра вовсе не была предметом многочасовых метаний. Просто одна из уймы прочих игр. Увидели подходящий пустырь - сыграли, побежали дальше. Но в кармане у каждого на этот случай монета обычно была.

Примерно понятно, почему вымерла в Москве эта игра - монеты могла отнять или украсть дворовая шпана. И вообще нехорошо разжигать в детях жажду азартной наживы. Двор, парк, и особенно бескрайние лесные пространства за мкадом - это источник антисанитарии и грязи. Гораздо лучше, если ребенок будет заниматься в спортзале под присмотром опытных тренеров и бдительных охранников. А там нет места для метаний тяжелых монет. Ими можно чего-нибудь разбить или кого-то ушибить. И вообще они отвлекают от занятий более серьезных - продвижению к разрядам и званиям обычных видов спорта. Медалями кидаться вовсе недопустимо, это неуважение к наградам.

Аксакалы отвечали на это примерно следующее:

- Так-то оно так, но - медали предпочитали трофейные, вражеские. Их было много. А если кто-то продавал свои, от алкоголизма или от горькой нужды по инвалидности, то имел на это полное право. Да и у отцов, родственников, отдававших детям свои медали поиграть временно, были свои соображения - чего им зря в шкафу пылиться.

- Не все награды уважались одинаково. Были не за личный подвиг, а юбилейные или массовые - в память от том, что вся армия вошла в Будапешт, например. Фронтовики по-разному к таким наградам относились. Многие берегли для праздников с парадами, но святынь и икон из памятных знаков не делали. Подарить сыну для хорошей игры - почему нет. Во всяком случае, они в этом ничего кощунственного не видели.

- Многие настоящие фронтовики относились к самой войне так, как они ее пережили - как к страшному общему горю и тяжкому испытанию. Выстояли, победили, вернулись - ну и замечательно, надо жить дальше. В том числе и их собственным детям. Пусть растут счастливо и строят коммунизм, для этого им лучше вырасти физически развитыми, ловкими и подвижными. Вот пусть и играются этими медалями, как они сами в детстве полтинниками игрались. Серебряных монет стало меньше, медалей больше, всем детям должно хватить - такова вероятно была их логика. Мы сами выменивали медали, дарили друзьям из младшей детворы, когда вырастали и увлекались чем-то другим. А уж когда юбилейные медали посыпались при Брежневе, фронтовики относились к ним довольно насмешливо. Отдавали с легкой душой, все на китель не нацепишь.

Как бы ни относиться к киданию медалями, я вот задумался о судьбе основного спортинвентаря этой игры - монетах. Их общей пользе для здоровья народа в бывшем летающем и нынешнем лежачем состоянии.

В советских серебряных полтинниках и рублях уж точно не было ничего священного, да и к самому серебру многие относились как к презренному металлу. Выпущено их было несколько десятков миллионов, не все дошли до нашего времени, но и терялись редко. Часть была переплавлена, а миллионы уцелевших остались лежать по домашним коллекциям до сего времени вероятно.

Интереса в них для ребенка и уж тем более для взрослого - ну, глянуть пару раз и положить обратно на годы. Иногда показать гостям всю коллекцию в совокупном виде, если она особенно большая. Но место этим полтинникам и рублям в коллекции самое ничтожное, если вообще найдется. В общем, сидячее вялое развлечение для чудаков.

А вот каждый серебряный полтинник в летающем обороте - сколько миллионов раз он был брошен и подобран, прежде чем износиться до непригодного для игры состояния? Сколько детей вокруг него набегалось и сколько тысяч километров в сумме пробежало? Сколько раз согнулись и выпрямились, прицелились и метнули? Оценить затруднительно, но износостойкость явно больше, чем у спортивных тренажеров в фитнесе, ломаются постоянно. Да и элементарно скучны, а сверкающая увесистая монета в руке приятна.

Сравнить тут легко просто потому, что миллионы детей играли в этот пристенок наряду с многими прочими подобными вымершими играми, и выросли такими, какими мы их видим в массе в оставшихся докуменальных кадрах, а кто и застал их сам.

А вот у тренажеров в фитнесе от детей как-то пусто. И спортзалы школ не ломятся от толпы желающих там размяться добровольно. Пусты дворовые спортплощадки и детские городки, сколько их ни строй.

Я вижу в этом общую проблему цивилизации - профи всегда побеждают любителей, но делают это в интересах провайдера, а не клиента. Профи нужно что-то раскрученное, массовое, требующее долгих занятий, стандартизации, полной безопасности от любого идиота или злодея, которые именно ко всему массовому и притягиваются. Можно построить спортивную карьеру и продолжать потом всю жизнь тренером, спортивным журналистом. Всё понятно госчиновникам, как застроить новый стадион, спортзал и так далее, если деньги на это есть. Понятно и бизнесу, втыкающему фитнес-зал еще куда-нибудь: клиенты должны сидеть или лежать на тренажерах спокойно, кучно, как на кладбище, а не бегать монетами швыряться.

У пристенка тут никаких шансов раскрутки - потому что бесплатен и он, и даруемое им здоровье. Профессионалам от спорта и организаторам массового отдыха остается думать, чем он может быть опасен. Нужны огромные бабки, чтобы раскрутить пристенок до уровня телешоу с рекламными показами, олимпийского вида спорта и кафедр на спортивных факультетах. Это никак не окупится, стало бы не следует связываться вовсе.

У юзеров же интересы частично противоположны - найти нечто в свое удовольствие и с пользой для своей подвижности, а не для чужого кармана. Желательно без толкотни и очередей. На солнце и свежем воздухе, а не в помещении. В красивой местности, а не глядя на стены под лампами.

Дары природы, к сожалению для провайдеров, остаются пока бесплатными на значительной части крупнейшей страны мира. А спортивный инвентарь, легко хранимый дома и прихвачиваемый с собой куда угодно, не позволяет доить клиентов на предмет аренды при каждом использовании в специально оборудованном месте.

Иногда старинные игры реинкарнируются в наше время весьма прикольно - и бараны стрижены, и пастыри в прибыли. То есть, довольны и клиент, и провайдер индустрии подвижного отдыха.

Ближайший аналог игры в пристенок, доступный сейчас в Москве - это петанк. В главном тоже самое - требуется прицельно метать увесистые шарики, легко умещающиеся на пальцах. После метания по площадке надо пройтись, собирая их обратно.

Одно предприимчивое кафе в Парке Горького сделало эту игру своей фишкой и стало модной точкой для встреч дружеских компаний. В погожие дни отбоя нет от желающих и запись заранее. Пригласили и меня туда, поиграл час с большим удовольствием.

Заценил преимущества перед боулингом - более-менее свежий парковый воздух, открытая площадка, а не какой-нибудь полуподвал. Больше свободы для маха руки и маневра, а не катить шары по одной и той же дорожке. Слегка движешься, собирая шары, а не стоишь столбом, пока автомат ставит кегли. Ну и так далее по многим мелочам - петанг безусловно увлекательней и полезней для разнообразной физической разминки. От долгой игры в боулинг некоторые мышцы ноют и затекают, но основная их часть остается вообще неиспользованной, как будто ты просидел это время в кресле.

Да и по взгляду на фанатов этих игр всё понятно - петанкисты в целом более поджары, подвижны и жизнерадостны, чем боулингоманы. Меньше пьют пива или не пьют его вообще. То есть, пиво является своего рода моральной компенсацией за крайнюю унылость игры в боулинг. В трезвом состоянии в него может играть разве что профи, или увлеченный с детства. Для заведения выгодно, что таких мало. Продажи пива тут лучше, чем при петанке. Он увлекателен сам по себе.

Но и петанковое кафе не забыло о своих коммерческих интересах. Игра хороша тем, что далеко не каждый клиент решит купить свой набор шаров и тащить их куда-нибудь на природу. Сумка с ними достаточно тяжела для городского жителя, место в квартире не резиновое и развлечение это явно не на каждый день, месяц или год. Нечто попутное для слегка подвигаться, покидаться и пообщаться с друзьями. Аренда шаров и площадки у заведения - 400 руб. в час, смешные деньги для компании. Но и кафе их стоимость отобьет уже за неделю без малейшего износа. Ровно ничего не сделается и с гравием, которым посыпана площадка. Да и сама она компактна, 3х15 метров по стандарту. Их удалось влепить у входа в кафе штук 5, урезав длину и ширину изрядно.

И вот сравним с пристенком наших дедов. Хуже по всем разумным параметрам.

Одно дело монетой целиться для верного рикошета и бросать со всего маха, другое дело - кидать шар прямо в цель с усилием еле-еле, чтобы он не укатился.

Монета сверкает и звенит, шар издает скучное глухое блюмканье.

В петанке целишься на плоскости, в пристенке твоя свобода маневра - на любую высоту и форму.

В петанке, в парковом исполнении, это унылый серый гравий, точнее крупный песок, чтобы не рикошетил при ударах, но и не пачкался об обувь.

В пристенке - прекрасный повод выбраться в ближайший парк или сквер. По лужайке бегать приятней и меньше риска, что монета залетит в какую-нибудь щель или попадет в окно, в случайного прохожего. Годится любая стенка на зеленом пустыре, или дерево на поляне. Для петанка надо брести на специально оборудованную площадку, а их очень мало.

Для пристенка хороши простор и безлюдье, для коммерческого петанга - воткнуть площадки на максимальное проходное и дорогое в аренде место, чтобы увеличить заметность.

В петанке брошенные шары никуда не денутся, лежат кучно. Скучно их собирать в мешок, как картошку в поле.

Ценная монета - чистый адреналин и дофамин, не запустить куда-нибудь в болото или в заросли, запомнить место приземления.

А всего-навсего - несколько грамм обыкновенного серебра. Которое к тому же никогда не ржавеет и обладает бактерицитными свойствами.

Полет шара в петанке - это тупая баллистика и оценка дистанции торможения при качении. Полет монеты - аэродинамика, она плоская и весит гораздо меньше. Но сохраняет устойчивость полета благодаря вращению и высокой удельной плотности серебра. Шлифовкой по краям ей придавали еще и обтекаемость. В мелком прозрачном водоеме классно скакала по поверхности, как галька, на дне ярко блестела и легко находилась. А шар пенанка в нем ждала бы печальная судьба Муму.

В общем, сравнивать эти игры - это как шахматы и шашки. Моцарта с мычанием коровы. У всего найдутся свои любители и даже виртуозы, но побеждают на рынке подвижных игр не самые лучшие, а самые дойные в дензнаках. А также самые малоподвижные. Якобы в целях безопасности клиентов. Если скопить их в большую кучу, что оптимально для удоя и стрижки, то и необходимые меры безопасности требуют больших денег.

Что же касается безопасности пристенка, то сколько я ни спрашивал долгожителей, отыгравших в него тысячи раз всё детство, отрочество и часть юности, они не припомнили ни единого случая, чтобы летящая монета выбила кому-то глаз или зуб, рассекла бровь. Дети же не идиоты, бросать себе в лицо. Главное - выбрать глухое, безлюдное место. Что категорически противопоказано любому бизнесу, кроме преследуемого полицией.

Старожилы вечно ничего не припомнят и видят свои лучшие годы в розовом свете, решил я поначалу. Но расспросив подробней, понял - помнят отлично и плохое, и опасное - отчаянные драки с залетной шпаной, драки соседних дворов. Горе пацанов, в азарте проигравших свои карманные копейки и даже сами монеты, когда копейки кончились.

Но сейчас, когда повсюду видеокамеры и охрана в парках, лет десять уж не замечал в московских никакой шпаны и детских драк, сами дети только в сопровождении взрослых, что мешает возобновить эту игру и многие другие? Только то, что нянькам и части родителей комфортнее сидеть на лавочках по-стариковски, уткнувшись в смартфоны. А глядя на них, стариками сызмальства вырастают дети. Обыкновенный конформизм - не выделяться, не выпендриваться в толпе. Если она сидит или еле бредет, то и дети вырастают по ее образу и подобию. Вот я и решил подарить сознательным родителям заветы предков :)

Затыкаюсь пока, с любопытством послушаю мнения комментаторов.
+-390
Проголосовало за – 59, против – 449
Статистика голосований по странам
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
66 комментариев, показывать
сначала новые

Пиндохол18.10.23 20:45

В 70-е играли обычными пятаками. В то же время я выменял серебряный полтинник у одноклассника, но вскоре мой кузен его стырил.

+0
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Пиндохол19.10.23 00:15

Всё решают мелочи - чем играешь. Медным пятаком или крупной серебряной монетой. Другая баллистика и личные ощущения. Особенно на солнце, когда монета сверкает или нет. И звенит по разному. Я вот попробовал австралийским долларом, штуковина грамм в 30, прикольно! В детстве был бы восхищен и запулил бы тысячи раз, совершенствуя меткость, при рикошете этот путь беспределен. Без знания игры этот доллар бесполезно пролежал в моем ящике лет пять. Был подарен каким-то замгубера австралийского проездом по случаю встречи. Высока честь, но что на него, молиться что ли после этого или велеть в гроб с собой положить? А так прекрасный метательный снаряд. Пятаком кидаться не хотелось ни в детстве, ни сейчас.

Меня вот удивляет - сколько-нибудь успешный деловой человек вкладывает миллионы в свои аксессуары, иномарки, прикиды и часики, вряд ли пребывая в постоянном восхищении, что обулся в крокодила, сел на лексус и тому подобное. Собственного восторга тут может быть на час максимум. Всё остальное - просто имидж, но в сущности никакой - это не доказательство, что он надежный и благосостоятельный партнер или сотрудник. Миллионы он мог взять в кредит, или добыть способами, от преследования которых того и гляди ударится в бега. Работают понты разве что на уровне вышибалы ночного клуба - пускать в дюпель нарезавшегося или нет. Может пустить на всякий случай - вдруг попался идиот, но с огромными бабками или связями.

Такой чувак может не раздумывая купить хоть сервиз серебряной посуды в несколько кило - на подарок другу на свадьбу, например, если нет других идей, стоимостью в 10-100 тыс. рублей - меньше нищебродство, больше накладно, но в общем в зависимости от финансовых возможностей до миллионов и пары пудов. Потому что эффектно, разлаписто и блестит.

А вот чем играют его собственные дети? Купит электромашинку покататься, планшет поиграть, дрон или игрушечный катер поуправлять, что угодно еще с общим качеством - ребенок будет стоять столбом или сидеть, будучи при этом совершенно счастлив от подарка, и захочет потом что-нибудь еще такое же, потому что именно от этого увлеченного сидения и стояния вырастет рахитом, с любимым передвижным средством любого типа, но механического - электросамоката, байка, мотоцикла, авто - вроде инвалидной коляски с детства.

Почему так происходит? Занятый папа не понимает отличия пятака своего детства от летящей крупной серебряной монеты, стоячего тренажера от тысячи прочих игр, неподвижного развлечения от подвижного, няньки от дружеской детской компании, и как нечто неизбежное примется потом платить по счетам за лечение от аутизма, проблем со зрением, услуги персонального фитнес-тренера, психолога и орды медиков для своего ребенка.

+-1
ответить

Дядя Дися 18.10.23 13:59

1. Игрой в "пристенок" в Москве называлось совсем другое (примерно показано в фильме "уроки французского"). Меня учил родной дядя, который играл до, во время и после Войны. Потом на карманы переключился ....
А у вас была какая-то смесь "пристенка" с "расшибалочкой" Показанной в том же фильме.
2. У меня только под окнами - спортивная (футбол), три детские (горки-качели-веревочное что-то), в 300м от меня - две, нет, вру, три, "качалки" под открытым небом.
Они во внеучебное время всегда используются. Не для распития пива (страшные свирепые дедушки оттуда враз звездюлями выгонят). Два заасфальтированных круга (где-то 500 и 1000м) в лесу, где бодрые бабульки ходят со своими лыжными палками, зимой пара прорубей (одна освященная, другая самопальная в лесу).
А вы, елки, на ЭЛЕКТРОвелосипеде едите и недовольны?
"Садитеся в полуторку.........
а гамма-излучение чуток повременит".
3. А дети и племянники, озабочены не "где героин взять" а "как лапку из шпинделя извлечь?" "а вот как лучше извлечь отделенное?- моя племяшка - хирург" "а вот мой папа - за 80 - наматывает.круги, елки, ему бы прилечь
но он ездит на дачу образованный пенсионер, говорил, что в реале ему понадобились в жизни три формулы из математики.
Первая - теорема Пифагора.
Итак Пифагор был....0

+0
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Дядя Дися18.10.23 19:43

Прекрасные места! А где это?

В моих краях поведение окружающих четко коррелирует с дистанцией до центра и выхлопных газов. Чем ближе, тем неподвижней люди. Дворы, скверы, детские и спортивные площадки - реально кладбища жертв цифровой революции. Инстинктивно ведут себя как в инструкции по поведению на пожаре - затаить дыхание и медленно выползать по полу наружу. Но поскольку ползать неприлично, они просто сидят или бредут к ближайшей лавочке. Включая детей и влюбленные пары. Если на лавочках нет места, они стоят столбиками и ждут, когда освободится.

А там, где я купаюсь, поглуше и на свежем воздухе - нормальные люди. Длинноногие бегуньи могут пяток раз пронестись по километровому кругу, пока я только раздеваюсь-одеваюсь.

+0
ответить

Дядя Дися ➦Некто Леша18.10.23 21:19

Леша, 124460 Москва Зеленоград 11 мрн.
От ваших краев до наших примерно 40 км по линейке.
Как и от наших до Красной площади.
Но с работой здесь хреново (((
Зарплаты маленькие.

+1
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Дядя Дися18.10.23 22:59

По расстоянию до Красной площади, если считать от моего дома как от Земли до Солнца, мкад представляет собой орбиту Юпитера, а Зеленоград это перед Сатурном, ЦКАД то есть, на пути к Альфе-Центавре, Питеру.

Но это если дико спешишь на работу, она именно в центре, дорога каждая минута и нужны большие бабки. Равновесие стоимости жилья и зарплаты.

В реальных же ценностях, то есть в свежем воздухе, чистой воде, обширном лесе и просторе, Зеленоград находится в зоне поражения Москвы, но все-таки гораздо лучше центра.

Знаю семью, которая относится к своему проживанию на Чистых прудах как к несчастью. Загазовано, толпища, бомжи. Приходится жить тут, чтобы рядом с работой. Но я и сам там работал как инопланетянин - поскорее долететь на электровелике до кондиционированного офиса, поддерживающего суррогат природной атмосферы.

Впрочем, в Нью-Дели еще хуже. Более жуткого места, чем в самом центре рядом с президентским дворцом, я нигде не встречал. Мне там даже курить расхотелось - выходишь из отеля наружу, еще зажигалкой не чиркнул, а как сигару вкурил. Но скверную.

Причем зарплаты там ниже, чем в Зеленограде. Который вообще рай земной по сравнению с участью большинства человечества. Главное несчастье русского человека, на мой взгляд, в том, что мы редко ценим, что имеем, пока не потеряем. И слишком верим в цифры. Если, допустим, во Владивостоке 100, а в Москве 200 за ту же примерно работу, то ясен пень, что жить и работать надо в Москве, если тебе посчастливилось попасть на такую вакансию!

Я успел испытать тот же феномен при переезде из дальнего пригорода Чикаго в самый центр Вашингтона. Платят вдвое больше, а расходы почему-то обнуляют так же за примерно то же самое + лишняя суета, толкотня и газы. Вокруг какие-то укуренные негры и беглые кубинцы. Я видимо такой же чисто психологически :)

Но отдыхать предпочитаю в парках, а париться в бане и плавать совсем рядом с Зеленоградом, на Клязьминском водохранилище. Так что, завидую белой завистью.

+0
ответить

Дядя Дися ➦Некто Леша19.10.23 03:17

Леша. У каждого пацана у нас в кармане была свинцовая плюха. У кого-то на пол- кило, у кого-то - на 2 кило, сам наверное отливал, мне отец рекомендовал шиферный
гвоздь 120 мм, если в глаз - смерть 100%, но в глаз еще попасть надо.

К нам в 1980е приезжали любера, ими тогда детей пугали, увидели 300-500 пацанов с велосипедными цепями - и поехали дальше... Умудрялись с цыганами рядом жить, а ты про С.Франциско.. Я цыганам всегда вежливо, они тоже. но видно, что боятся
"здравствуйте"

+0
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Дядя Дися19.10.23 15:18

Свинцовые плюхи и мы лили, но чисто из любопытства, как это делается, и в качестве метательного снаряда по мишеням, не для самообороны. Чтобы кто кого гвоздем в глаз пырнул из детворы - было неслыханно, о таком жутком происшествии весь город в тот же день потрясенно бы разговаривал без всяких газет. За годы жизни в Алма-Ате 70-х я перевидал тысячи детей, ни одного не помню без глаза, оторванных рук-ног и пальцев, глубоких ножевых шрамов на теле. Несколько раз замечал с обожженными лицами, но как шок и исключительную редкость. Хотя сам успел за это время тысячи раз чего-нибудь поджечь, взорвать, выплавить, метнуть, прыгнуть с высоты и тому подобный вздор, десяток раз серьезно подраться - то есть до первой крови, обычно из носа. В него как правило и целили, тщательно берегя глаза, зубы и яйца. Как свои, так и противника.

Если бы меня вернули жить заново с рождения в любое место и эпоху по моему выбору, пожалуй выбрал бы тот же город, тот же двор и безусловно тех же родителей, тех же друзей. Только много после я понял, как мне повезло с ними.

Люди, вспоминающие свое советское детство, как будто на разных планетах жили. Но я по крайней мере понимаю, что их было много с большими отличиями. Некоторые же здешние критики как будто выросли в аду и убеждены, что он был везде один и тот же :)

+0
ответить

askh18.10.23 12:59

Не застал то время, но, вообще говоря, те же медали были и в 1980-е, когда я был школьником, и вот у нас никто с ними не играл. Вообще. Ордена и медали — это был предмет уважения, свидетельство подвига, швыряться ими об стену — это было бы кощунство, собственно, как и для меня это выглядит сейчас, спустя столько лет. Ещё это наверное привело бы к проблемам, но в первую очередь людей остановил бы не страх какого-либо наказания, а то, что сама идея выглядела бы просто оскорбительно.

Мне кажется, про медали автор просто выдумал. Наверное просто чтобы привлечь внимание. Но, вообще говоря, есть и такое явление, как продвижение идей неуважения к своему прошлому, это такая идеологическая работа, я даже в принципе сталкивался с человеком, который этим, можно сказать, профессионально занимался (ну и продолжает заниматься, живя теперь в эмиграции). Ну и обсуждаемая история могла быть направлена на то, чтобы сломать у кого-то уважение к советским наградам, а значит, в значительной степени, и сломать уважение к своему прошлому.

+0
ответить

Некто Леша ★★★★★➦askh18.10.23 20:17

Ничего я не пытался сломать и не выдумывал, записал подлинный рассказ старожила лет 80. Его детство пришлось на послевоенное время, рядом с обширными парками. Для игры выбирали глухие места, чтобы в случайных прохожих не попасть и гопота монеты не отняла. Какая еще демонстрация неуважения к наградам? Отец дал свою, доверил, что поиграет и вернет. Для пацана почти как личное оружие, собственный метательный снаряд, который надо отстоять в любой случайной драке. И не потерять ни в коем случае.

И Вы невнимательно читали, наверно - я же написал, что преобладали монеты, а среди медалей было много трофейных. Причины появления их у детей очевидны - куда их было девать фронтовикам? Выкинуть жалко, серебряные, хранить в коллекциях тошно, только на переплавку или отдать детям пошвыряться. Это тоже неуважение? Фашистские знамена без церемоний швыряли на Красную площадь на параде 1945. Надо было их почтительно внести и дать прощальный салют?

Все эти игры, что советскими медалями, что вражескими, разумеется не могли войти ни в какую официальную литературу воспоминаний. Ребенок хранит фашистскую медаль? Безобразие! Дите кидается советской? Еще большее! Но дети на то и дети, что любят прятаться и прятать, собирать диковины, обмениваться и играться ими. Человек, рассказавший мне это, не вырос ни в фашиста, ни в дерьмократа с презрением ко всему советскому. Вырос в инженера-конструктора, но физически развитого и подвижного - возможно потому, что набегался в детстве по паркам, ища безлюдные места для этой и многих прочих игр.

В этой он до сих пор не видит ничего плохого. К другим своим любимым относится с осуждением, как излишне хулиганским, но в то время общепринятым. Меня повеселили, доскажу как-нибудь, сейчас времени нет.

+-2
ответить

askh➦Некто Леша19.10.23 11:59

А, тошно вы написали про вражеские медали, а то не сразу понял, почему может быть "тошно" медали хранить. Если бы речь шла только про вражеские медали, то вопросов было бы меньше (хотя чтобы советский школьник носил предмет со свастикой, это тоже выглядит подозрительно), но речь же у вас и про советские медали...

Ну и дело не только в литературе дело, сам я тоже такого не встречал, и когда был ребёнком в том числе. Более того, есть не только официально-патриотическая литература, есть целый спектр направлений, в том числе и те, кто старался лучше передать историческую правду, а также те, кто старается её исказить в негативном для нас направлении, и множество упоминаний о таком явлении конечно же были бы. Но я могу, кроме вас, вспомнить только один случай, когда я бы встречал похожее утверждение: была ещё какая-то история, может на этом же сайте, где некий ветеран, участвовавший и в Первой мировой войне, держал награды в ящике в мастерской и давал с ними детям поиграться - запомнилось, потому что как-то невероятно выглядело такое отношение к наградам. Но других ситуация не припомню.

+0
ответить

Некто Леша ★★★★★➦askh19.10.23 14:42

Тошно хранить - это про трофейные, фашистские. Повреждения при игре вплоть до истереться в прах на подвижных детских играх - лучшая для них судьба.

Что касается отцовских медалей, которые сами отцы не слишком ценили как юбилейные и массовые, от нескольких сот метаний об стенку или дерево им полагаю ничего не делалось. Монета, видите ли, летит боком, просто по законам аэродинамики. А падает на зеленую траву. Если ребенок хочет сохранить аверсы-реверсы как новенькие, у него это получится - развивает мозг, где и как метать. Во всяком случае, с моим австралийским серебряным долларом ровно ничего не сделалось за пять минут метаний. Это же игра не на часы, как преф или шахматы. Пяти минут в день вполне достаточно, и то если погода солнечная и компания хорошая.

И я же упомянул другой вариант игры - пускать рикошетом по мелководью. Правила те же самые - кто ближе попадет. Тут-то какие повреждения? Ну или демонстрации неуважения?. Места и время выбирались безлюдные, чтобы шпана не отняла и взрослые не обругали. И тут уж дети тщательно подумают при выборе места, чтобы монета или медаль на дне не затерялись. Чистая вода, твердое дно без водорослей, солнечная погода, но прохладная, чтобы отдыхающие по берегам не валялись. В Москве и ближнем подмосковье таких мест и сейчас уйма, а уж в послевоенные годы было гораздо больше. Отличная закалка для детворы. Просто плавать по пруду скучно, а вот нырять и искать ценную монету - самое то.

Из игр еще более редких и хулиганских, описанных старожилами - возле старинного дома на Садово-Триумфальной 16. Послевоенные пацаны раздобыли где-то ящик с пистонами, не знаю уж, трофейный или отечественный. Им тут же нашлось множество игр, в том числе и с метким попаданием монеты для бабаха, но вот одна, невообразимая в наше время - дети заметили время, когда по безлюдному участку рельсов проходит первый трамвай, и другие случались отрезки времени, когда из-за плохой погоды, раннего или позднего времени вокруг никого не было, особенно дворников или участкового - их передвижения отследить было легко. Главное, чтобы было безветренно.

Пистоны клались на рельсы по заранее согласованному плану - кто, где и как кладет, так чтобы получился общий ритм, чечетка была тогда в моде. Делов на минуту разложить сообща и удрать незамеченными.

Водитель трамвая может и ругался, заметив разложенные на рельсах пистоны, а может и просто ржал, по ним проезжая. Получалась веселая такая грохочущая трель. А ритмы разные можно было подбирать бесконечно. Развлечение от самого проезда трамвая на секунды, но детской беготни на сборы, подготовку и отслеживание, нет ли кого вокруг, где трамвай - минут на 10, сама игра явно не на каждый день. Но - длилась несколько недель, пока пистоны не кончились. И это в самом центре города! Никто не был наказан и не попал под трамвай - разумеется, пистоны клали не под колеса, а заранее, чтобы успеть спрятаться.

Узнай о такой проказе кто в наше время, мысль невольно покатит по маршруту "А как бы чего не вышло"?

1. Трамвай может сойти с рельсов! Колеса могут получить повреждения! Бугага. Другие ребята с 1920-х клали под них гвозди здоровенные, причем шляпкой ребром, чтобы при прокате получилась красивая игрушечная шпажка с эфесом. Ни одного схода с рельсов от этого, разумеется, не было десятилетиями. Даже при полной разрухе после гражданской, когда трамваи были изношены донельзя. А тут какие-то бумажные пистоны с зарядом на полспички.

2. Граждане могут испугаться, услышав грохот взрывов! Еще одно бугага. Ни один нормальный ребенок не желает попасться даже на самой невинной проделке - для него это проигрыш игры, друзья засмеют и их подведешь. Да и ремнем могли выдрать родители в то время. Или за ухо, что тоже неприятно. В угол поставить, наконец - вот это реально самое страшное наказание, все играют во дворе, а тебя как будто выключили из жизни на время. Последний ужас я пережил лично в детстве раза два, более не попадался. Местоположение скандальных чутких старушек, пишущих кляузы по любому поводу, было прекрасно известно. Места выбирались так, чтобы их вокруг не было - просто часть игры.

Результат той игры в трамвай и ящик пистонов, как и в пристенок - ни единой жертвы и жалобы, все дети остались живы-здоровы, изрядно набегались и придумали новые игры. Некоторые до сих пор пребывают на этом свете в более-менее нормальном самочувствии и прекрасном настроении. Остались феноменально подвижны и полны планов, чем им заняться сегодня, давно на пенсии.

А вот что будет с нынешними комнатными и цифровыми детьми, которые от всего обезопасены, гуляют только под присмотром взрослых и опытных педагогов? Их как будто поставили в угол на всю жизнь сызмальства, во двор им не хочется. Там играть не с кем, там все как они. Если таких детей не поставить в угол, а посадить в него, накормить, тепло одеть, вручить смартфон - они вообще не заметят разницы между этим наказанием и своим обычным существованием!

Мну трудно судить, до какого возраста и как они доживут благодаря успехам биомедицины, но прототипы известны многочисленные. Судьбы вундеркиндов, которых родители старались не отвлекать от их талантливых сидячих занятий с раннего детства. Не дай бог простудятся или повредят себе чего-нибудь при детской беготне, пусть гуляют иногда, но только под строгим присмотром взрослых!

Как правило, такие рано выгорали, редко оставляли жизнеспособное потомство, и вообще их преследовали те самые простуды, от которых их так тщательно берегли. Взрослыми выглядели весьма рахитично, мало какая нормальная девушка могла в такого влюбиться не из жалости и восхищения славой.

Если же особых сидячих умственных талантов нет, а такая забота есть, то был пример еще более разительный. Однажды случилось на Руси два брата-царя одновременно, потому что были малолетними. Так их и выбрали со-царями, из здравого рассуждения, что пока до совершеннолетия дотянут, не все могут выжить.

Генетика примерно та же самая, во всяком случае от отца, никакими особыми заболеваниями не страдавшего, весьма плодовитого. Жен ему тоже выбирали тщательно, из самых здоровых красавиц благородного происхождения.

Оба брата-соцаря явно не были импотентами, даунами и тому подобное - до совершеннолетия дожили и оставили здоровое потомство.

За обоими стояли могущественные кланы родственников вдов предыдущего царя, озабоченные тем, чтобы их малолетний со-царь дожил до взрослых лет и прожил как можно дольше.

Оба младенца с рождения пребывали, естественно, в полном бесправии по неразумию, окруженные заботой взрослых. Их чисто мыли, хорошо кормили и так далее.

Некоторая разница была в деталях их детства, проведенного порознь.

Старший брат, царь Иван был окружен няньками и воспитателями, встревоженные любым недомоганием, тщательно берегшие ребенка от морозов, жары, грязи и так далее - пусть лучше сидит дома или гуляет во дворе под строгим присмотром. Да и самим надзирать было удобнее сидя.

А вот младшему брату Петру попался дядька неугомонный, по фамилии Стрешнев. Они любили носиться по весьма обширной загородной местности своих владений, а Петр любил играть с друзьями-сверстниками, устраивая всякие затеи - то чисто для потехи игрушечное сражение устроить, то ботик соорудить и на нем плавать. Рискованные занятия! Во всё лез лично.

Вырос в феноменально здорового человека - несмотря на несусветную уйму им выпитого бухла и выкуренного табака с молодости, умер в 53 от воспаления почек, подхваченного при вытаскивании утопающих матросов из ледяной воды. Большинство современных спортсменов на образцовом ЗОЖ там бы и утопли вместе с матросами хоть в 20-летнем возрасте, вздумай они повторить такой подвиг.

Но организм его сформировался в детстве-отрочестве-юности как подвижный, азартный и деятельный. Ему нравилось не только думать, но и руками попробовать сделать самому, ногами самому дошагать. Для коронованных особо той эпохи весьма редкий случай, большинство предпочитало показывать пальчиком на уже готовый товар, примерно как сейчас дети в магазинах. Вид таких монархов на оставшихся картинах - либо бледный и чахлый, либо явно пережравшийся при всей вежливости художников. Сплошные выморочные линии и случаи монаршьего слабоумия.

Сейчас у почти всех родителей за плечами по 10-11 классов средней школы, у половины наверно высшее образование, у кого и несколько. Самые успевающие просидели с раннего детства лет 10-15 изрядно за партой, под руководством опытных сидячих педагогов. И судьбы такие же, как у монархов прошлого из худшего разбора - те хоть танцевали, фехтовали и охотились за отсутствием телевизора, компьютера и смартфона. Вместо многочисленных выкидышей у почему-то худосочных знатных барышень прежних эпох - надежная контрацепция. А так то же самое - эмоциональное выгорание, тоска и скука от собственной жизни, а не чего-то прочитанного, просмотренного или выслушанного.

+0
ответить

askh➦Некто Леша20.10.23 19:36

Вы похоже не особо представляете, как устроена медаль. Она не является простым диском, у неё есть ушко, за которое она крепится, и оно конечно быстро сломается от удара. Далее, многие ли доверят детям поиграть ценную вещь, утрата которой и боль, и просто позор, и которую не вернуть даже за деньги? Ладно, чтобы вы примерно поняли ситуацию, попробуйте купить золотой слиток за сумму, которая представляет ваш доход, скажем, за полгода, и отдать его детям поиграть — покидать об стену, покидать в воду на мелководье, сделаете это? Думаю, вряд ли. А медаль — это не какая-то простая материальная ценность, это что-то гораздо большее, это память о совершённом поступке, память о тех, кто был тогда рядом, о тех, кто погибал в том же бою, о тех, кто тогда выжил, но кого уже забрало время, ордена и медали — это то, к чему относишься с уважением независимо от их материальной ценности. Нет, то, что вы придумали — это просто невероятно и неправдоподобно.

+0
ответить

Некто Леша ★★★★★➦askh21.10.23 22:56

Я знаю, как устроена медаль, с раннего детства, у отца их было много. Из местоположения коробки, где они лежали, не делалось никакого секрета, заглядывать туда и брать их в руки, рассматривать когда вздумается мне не запрещалось. Равно как и показывать друзьям без надзора родителей. Таков же был статус и семейных драгоценностей, впрочем немногочисленных, но было и фамильное золотое колечко с бриллиантом. Для детей - открытые в сущности игрушки без права портить или терять. Швыряться медалями отца и выносить их на улицу, где мог отобрать какой-нибудь хулиган, мне даже в голову не приходило. Но и святыни какой-то из них не делалось, особенно с брежневских юбилейных.

Рассказы московских старожилов я записал как есть, одного из них встречаю периодически и могу спросить, что там с этими ушками, как они умудрялись их не сломать в игре. Но чую, посмотрит на меня как идиота при таком вопросе. Сказано же - игрались в основном серебряными советскими полтинниками 1924 года, эти были у каждого. Рубль того же года был удобнее в игре и тем ценнее, но реальная цена того и другого - это отнюдь не золотой слиток. В деньгах их выражение - только сдать в кассу по номиналу, в послевоенное время смехотворному для этой суммы. Или в ломбард по цене серебра на лом, тоже пустячной. Нумизматы этими рублями-полтинниками не интересовались, их было гораздо больше, чем самих нумизматов. Вот и игрались ими ребята в основном - сама игра приносила им больше удовольствия, чем какое-нибудь мороженое, которое можно было бы выручить с их продажи. Монеты ценились, разумеется, детьми, но больше как личные биты и клюшки. Одной монеты в кармане на всякий случай было вполне достаточно, не всю же груду с собой таскать.

Но при этом долгая история выигрышей, обменов и подарков выросших друзей обычно приводила к собранию в 10-20 разнообразных метательных орудий из перечисленного мною набора. Медали в их числе, в основном трофейные, обязательно серебряные. Сломалось ушко - ну и черт с ним. Может, и спиливали его для лучшей аэродинамики. Куда эту награду девать? Тут даже в ломбард вряд ли примут со свастикой или дубовыми листьями.

Советские медали попадали на рынок полагаю именно со сломанным ушком, по той же причине - куда их девать носителю? На китель не прикрепишь, выбросить жалко, а у кого и трубы горели. Драк в ту пору было достаточно, и с медалями на груди тоже, среди инвалидов и просто подвыпивших, явившихся на какой-нибудь праздник в военной форме с медалями. Если из армии списан - самое логичное отдать играться детям. Погибших друзей фронтовики помнили без помощи сломанных медалей. И дети тут не испытывали никаких комплексов - им подарили, они и играли, старались не проигрывать.

Советскими медалями с исправным ушком если и играли вообще, то думаю, только рикошетом по воде. Ровно ничего от этого ушку не могло сделаться.

И поймите наконец, нормальное подвижное детство - оно всё частично хулиганстое, особенно ценится именно то, что запрещено или малодоступно. Ну вот, не начеканил Минфин достаточное количество серебряных полтинников и рублей - понятно, была война, на дворе послевоенная разруха, так что теперь, и в пристенок не сыграть? Сгодятся и трофейные медали, и сломанные советские беспризорные, и целые, доверенные родителями в этой трудной обстановке - главное понимать, что можно и нужно метать в стенку, что в дерево, что в воду, и куда идти, чтобы не потерять в бое с залетной шпаной.

Вот из таких детей и выросла самая прочная часть советских поколений - до сих пор по земле шагают в местах весьма труднодоступных. А вот комнатные мальчики, всегда всё делавшие по правилам взрослых и ни шагу не ступавшие прочь без их надзора, туда не дошли полагаю даже в юности. Некогда, незачем и нечем дойти им было с детства.

+0
ответить

ББ18.10.23 11:55

Словоблудие. Пять слов там, где достаточно двух. КГ/АМ.

+4
ответить

nemurus 18.10.23 01:49

Роликов от подшипников было ведро, но главное был один от КрАЗа.

+0
ответить

Филимон Пупер ★★★★★17.10.23 23:59

Пристенок я (ребенок 60-х) уже не застал. Похожими металлическими дисками играли в битки: надо было этим диском (он так и назывался "битка" или "биток") ударить по лежащей на асфальте монетке так, чтобы она перевернулась. Иногда вместо монеток использовали пивные крышки с загнутыми краями. Еще были игры: пикарь, чижик, штандар, халихало, краски, бэрак (обычные салочки), прятки, ножички (два вида - "города" и "земли") и миллион других.

Когда сыну было года 3-4 (начало 2000-х), мы жили в Нью-Йорке в пятиэтажке с вполне советского вида двором, там было много русских детей, и я научил весь двор играть в штандара и прятки. Двор был в точности как в моем детстве: толпа носящихся по траве детей, бабки на лавочках, крики "Мама, скинь мячик!". Лет с 7-8 дети гуляли во дворе без родителей, и даже более мелких можно было оставить под присмотром бабок.

А что касается петанка, в том же начале 2000-х была площадка для него в Bryant Park в самом центре Нью-Йорка, возле центральной библиотеки. Туда выходили окна моей работы, и я видел, что там постоянно кто-то играл. Не знаю, где они брали шары: приносили с собой, лежали в парке бесплатные или, может быть, выдавали напрокат в библиотеке.

+2
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Филимон Пупер18.10.23 01:15

Когда я селился в Вашингтоне в 1998, был придирчив и объехал по объявлениям за неделю несколько десятков квартир, четко представляя, что мне нужно - максимум приятной экзотики, чего я еще не видел в советском прошлом и в бандитском Владивостоке 90-х. Добавить рядом с жильем блеск столицы супердержавы - чтобы рядом полыхали яркие неоновые вывески, гремела музыка, танцевали толпы и сияли улыбками в ответ красавицы, готовые зайти ко мне домой попить чаю.

Ценники, бюджет, знакомство с местностью, оценка плюсов-минусов каждого варианта закончили мой поиск на образцовом квартале моего алма-атинского детства начала 70-х - безликие бетонные многоэтажки посреди уютных домиков с зеленью и приветливыми соседями. Takoma Park.

Что касается пристенка, меня тут поразил рикошет эпохи на московские послевоенные детские игры - случилось так, что советская армия прошлась по половине Европы с ее многовековой культурой печатать серебряные монеты в великом множестве, хранить в каждой семье и вынимать в черные дни купить чего-нибудь поесть.

Фашистские режимы успели отчеканить множество медалей, разумеется из серебра - иначе это не медаль, а издевательство какое-то по понятиям той эпохи.

И вот всё это добро никому в сущности стало не нужно, кроме как сдать на переплавку по дешевке. Ну или отдать детям - пусть играются. Свои награды - то же самое. Орденами кидаться не следует, а вот медали - самое то!

Не исключено, что о московские стенки в те годы бились какие-нибудь серебряные пиастры, талеры и рейхсмарки прошлых столетий, слегка обточенные до нужных размеров и аэродинамической формы. До такого летающего клада с острова сокровищ не додумался бы даже Стивенсон.

+-5
ответить

Ost17.10.23 21:42

Нету мнения по содержанию. Опознан по паре слов и проскруллен. Что в подобном твАрении, бесит, что из-за гигантского набора слов, на них ещё и выводит внутренний поиск. Ищешь запомнившуюся коротенькую историй, а лопатишь десяток лёшиков, как та Маша Кюри.

+5
ответить

Endryu17.10.23 20:06

А-а-а Вчера в комментариях честно прочитал, но здесь на следующий день.... нсоэ

+1
ответить

Danker17.10.23 19:09

Краткость - сестра таланта. Вас мама в детстве не познакомила с такой доктриной?

+8
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Danker17.10.23 19:47

показать комментарий

Ну вот вы выразились кратко. Но шаблонно. И вас почти никто не прочтет. И так 24 раза:

Прислано работ: 2
Всего оценок: 8
Положительных оценок: 4
Отрицательных оценок: 4
Сумма баллов: 0
Средний балл: 0.000
Прислано комментариев: 21
Получено комментариев: 0

Мой первый коммент будет в этой статистике! А возможно и последний хоть на тысячу новых лаконичных реплик.

Даже гений афористичности и безусловный брат краткости Пушкин успел за свою короткую жизнь наваять 10 томов, сколько помню. Из которых школьникам по программе можно дать только 1%, остальное читать им необязательно и неинтересно, да и это с трудом одолеют не все. Но он писал очень разное многим разным людям, поэтому получилось много. Со временем свыше миллиона человек прочли даже это безобразно длинное ПСС полностью. А при жизни у него была всего пара сотен подписчиков, тираж 1 тыс как стандарт.

Мне такие лавры не грозят, но за полтора часа диктовки, писанины и редактуры мне удалось дать дельные советы сотням читателей среди тысяч, кому они неинтересны или непосильны для чтения на сей момент в силу обыкновенной занятости и разницы вкусов. Это было мое лаконичное саммари многих бесед и наблюдений. Заплатили бы мне за это большие бабки - неделю бы трудился, втиснул бы в пару строк подписью под видеомемом в минуту. Бабки ушли бы на съемку. А за бесплатно - оставалось гусиным пером.

+-11
ответить

Bauglir61617.10.23 19:07

Я лично против пристенка, но за городки и банки.

+1
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Bauglir61617.10.23 20:42

В наших вкусах многое решают казалось бы мелочи. Одни и те же игры, но в разных обстоятельствах. Особенно с раннего детства.

Предложили бы мне этот пристенок в моем детстве, я бы рассмеялся - что мне, делать больше нечего? У меня мослов и гильз сотни всех типов, если приспичило покидаться прицельно. Не говоря уже о завалах гранитной гальки на речке, совершенно эллиптической формы на все размеры.

Да и вообще это метание за пять минут надоедает. Есть сотни прочих игр на все игры - хочется и пофехтовать, и забраться куда-нибудь, и съездить на велике.

У всех детей с нормальным подвижным детством примерно то же самое - разные игры и местности, а тело то же самое - 800 мышц, 300 суставов, и если они раскручиваются вовсю за какими угодно занятиями на свежем воздухе в хорошей компании старших и младших, так и вырастает нормальный здоровый человек.

Моя заметка о том, что это перестало быть нормой, и вполне предсказуемы последствия, которых легко избежать и в наше время.

Чего проще вывезти ребенка из мегаполиса на выходные на природу, прихватив его друзей и подарив им по серебряной монете? Щит металлический бросить в багажник? Подгадать солнечную погоду?

Я бы сам с радостью такое устроил, когда мой сын был ребенком. Не бог весть какие хлопоты - обсудить с несколькими дружественными родителями при заборе детей из садики, договориться о времени и месте, заехать в нумизматическую лавку, а щит подходящий найти, проезжая мимо помойки новостройки, если не нашелся подходящий в магазине стройматериалов. Делов на час и вечный инвентарь - до окончания детства.

Это работало, когда мы выезжали на шашлыки или на море, потому что мы знали, что там делать! А пристенок просто не пришел в голову. Вышло бы прекрасное дополнение и к шашлыкам в лесу, и к морю, просто попутно. А для детворы ошеломительное событие.

И вот о мелочах, которые решают всё. Дай ребенку мелкую никелевую монетку побросать об стенку, он за минуту заколебется и запомнит эту игру с отвращением.

Большая тяжелая, серебряная, сверкающая на солнце? Устойчивая в полете, еще более устойчивая при вращении, в разных ландшафтах и рельефах - был бы полный восторг и для меня в детстве, и для сына. На несколько тысяч раз по пять минут было бы интересно.

+-7
ответить

Ирэн➦Bauglir61620.10.23 20:47

Для игры в банки у меня была арматурина 0,5 с загнутыми краями. Отец загибалъ

+1
ответить

Bauglir616➦Ирэн21.10.23 15:23

Немного может быть травмирующе, нет?..

+0
ответить

Васюк5817.10.23 17:56

Замечательный опус. Лет 50 назад и мы играли в пристенок, но в основном, этим занимались блатные. Прочёл и окунулся в детство, почувствовал запах своего посёлка Речной и запах жужалки, высыпаемой на дорогу....!!! Спасибо автору за нескучный рассказ

+-4
ответить

anddrem1017.10.23 17:44

Спасибо моему дорогому Леониду Ильичу за моё счастливое детство: футбол, вышибалы, лапта, катания с горок на санках, лыжах. Каток с его обслуживанием, игры в карты и домино и т.д. Как это было увлекательно и приятно.

+0
ответить

Шаги17.10.23 17:25

Ипааать, палец устал листать хрень очередную.это ж надо умудриться опять

+4
ответить

Неспециалист➦Шаги18.10.23 06:56

После первого предложения, предположив автора, сразу полез убедиться. Потом сюда, оставить комент о своей догадливости, потому что написано жития оптимиста слишком много для моего короткого утра,)

+-3
ответить

Янги17.10.23 15:48

Некто Леша ★★★★★, умоляю, вернись в баню.

+12
ответить

Соломон Маркович 17.10.23 15:19

Леша это другое поколение их делали люди старой закалки не то что нынешнее поколение. Кто то очень точно сказал что сейчас страна ждет героев а пизда рожает дураков!

+-4
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Соломон Маркович17.10.23 16:19

Героев отцы и матери выращивают. А если они в вирте сидят, как на скотоферме повышенной комфортности, в происходящем реального мира их может волновать только, чтобы никто не бодался, не толкался, чтобы питание, отопление и свет подавали бесперебойно. Ну и чтобы было нескучно. "Хлеба и зрелищ!" - вот гениальный римский слоган для городской толпы. Смартфон - абсолютное оружие индустрии досуга. Тут не то чтобы детей выращивать, даже рожать их сильно отвлекает от экрана.

+-3
ответить

Соломон Маркович ➦Некто Леша17.10.23 16:33

Смартфон зло я согласен, поколение тупеет им ничего учить и запоминать не надо есть Окей Гугл!)

+-3
ответить

Витя➦Соломон Маркович17.10.23 21:26

Лет 40-50 назад был такой белый стих:
Когда страна нуждается в героях,
Пизда рожает дураков.

+0
ответить

nemurus ➦Соломон Маркович18.10.23 01:43

Ну не скажите Соломон. Гугле) и.т.п. уже давно ничему путному не научит. Кто хочет и может найдёт способы. А кто не хочет или не может, всегда хватало.

+-1
ответить

Соломон Маркович ➦Витя18.10.23 07:31

Ну это оттуда а кто написал не знаю?)

+0
ответить

Соломон Маркович ➦nemurus18.10.23 07:40

Сейчас пропорция другая их больше которых смартфон расслабил)

+-1
ответить

Витя➦Соломон Маркович18.10.23 10:08

В то время авторы очень стеснялись признаваться в создании таких откровений. Пусть будет "народное" — устно же передавалось.

+0
ответить

Соломон Маркович ➦Витя18.10.23 10:19

Я почему то думал что это Губерман написал? Это на его стиль похоже.)

+0
ответить

Витя➦Соломон Маркович18.10.23 12:26

Может быть и он. У народных песен тоже бывают авторы, о которых народ и не догадывался.

+0
ответить

Соломон Маркович ➦Витя18.10.23 12:41

Ну да и сейчас это выражение как никак в точку!)

+0
ответить

nemurus ➦Соломон Маркович19.10.23 02:11

Сложный процесс, особенно процесс вычисления пропорций.
Для объективного сравнения необходимо н-количественное вводных данных. Дополнять нехватающих своим впечатлением, в лучшем случае обоснованном на собственном жизненном опыте, так себе.

+0
ответить

Соломон Маркович ➦nemurus19.10.23 08:06

А визуальная оценка? Посмотри сколько людей на спортплощадке или в походе и сколько уткнувшийся смартфон в парках и транспорте или кафе?

+-1
ответить

nemurus ➦Соломон Маркович19.10.23 08:57

Я не отрицаю, но в смартфоне много и полезных вещей, так что это только одна вводная.

+0
ответить

Соломон Маркович ➦nemurus19.10.23 09:49

Блин, ресторан компания и все уткнулись в смартфоны! А поговорить?

+-1
ответить

митяй17.10.23 15:06

Твои истории почему то интересны с конца, так и прочёл по 3 абзаца снизу вверх🤣🤣🤣
Пристенок у нас в Кузбассе играли по другому если мой скилероз мне не изменяет. Первый игрок бил монетой об стену, чтобы монета отлетела но не слишком далеко, второй должен был ударить так, чтобы при отскоке монета попала по упавшей монете, если попадал, то забирал её, не попадал то первый испытывал удачу, но не прижилась, был другой вид этой игры, монету ложили на пол и ударом монеты об монету, надо было перевернуть лежащую, тоже не особо распространённая, а вот трясучка и щёчки(могу путать название, точно не помню) эти были более распространённые, так как опустошение карманов оппонента происходило гораздо быстрее, чем в первых двух. И если трясучка была на удачу, то щёчки это была игра на ловкость, игроки постоянно тренировались, чтобы обобрать соперника.

+1
ответить

Некто Леша ★★★★★➦митяй17.10.23 17:28

Не сомневаюсь, вариантов правил пристенка было множество, причем меняемых - скучно же, когда одно и то же. Я вот, когда в петанк этот сыграл - полчаса чистого удовольствия разобраться, как правильно шары метать, чтобы попасть ближе к цели и вышибить от нее шары противника. Но под конец приелось, правила скорректировал вполне разумно - вот нафига каждые три минуты чапать на другой конец площадки собирать шары и возвращаться обратно, если можно пулять ими оттуда?

Еще мне не понравилось, что почти все время стоишь и ждешь своей очереди, когда другие отметаются. Остальное время уходит на то, чтобы вымерять рулеткой спорные случаи и мелом записывать очки на доске. Ну и на сбор шаров. КПД игры как у паровоза - я сам целился и метал 5% времени. Остальные 95% изображал из себя столб или вяло бредущее зомби - на этом пятачке разогнаться негде, чтобы шары собрать быстро! Бродишь и кланяешься за ними.

Усовершенствованные нами правила петанка под конец выглядели так:

Это дуэль! Противники стреляют навстречу другу другу своим темпом одновременно, не дожидаясь очереди. Попасть друг в друга за 12 метров довольно мудрено, если тихо кидаешь по цели посередине. Основную часть пути шарики так же тихо катятся - твои противнику, от него к тебе. По окончании боезапаса оба подбирают к ним ближайшие поровну и тут же начинают стрельбу снова по готовности обоих. Счет устный, как в дворовом футболе, и на самое простое - чей шар оказался ближе.

За десять минут в таком динамичном режиме под занавес я успел бросить шаров больше, чем за предыдущий почти час. Вымотался и получил гораздо больше удовольствия от игры.

Да и визуальный ряд. При стандартных правилах все люди были сбоку, а мне оставалось пялиться на черные чугунные шары, разбросанные по грязно-серому песку. Жуть! Похоже на груду металлолома на недоасфальтированной парковке. Позади - унылая физиономия бармена, одуревшего от тоски целыми днями глядеть на то же самое.

Но стоило мне встать на другом конце площадки, к бармену задом, к партнерше передом - всё изменилось! Передо мной прекрасная женщина с золотыми волосами, развеваемыми ветром, ее глаза азартно горят, а шары катятся мне навстречу. Вокруг нее вековые деревья, цветы и облака. Блистает гладь пруда. Совсем другое дело!

+-3
ответить

НМ ★★17.10.23 14:27

Осподи, Леша... Я аж скроллить умаялся, еле-еле прочтя строчек 8...
Пока скроллил, успел даже поразмышлять, кто же такую длинноту написал... Уже ближе к концу текста вспомнил о Вас.
Думаю: "Неужели Некто Леша? Да нет, зачем ему такое писать... Это ж несколько часов надо за клавиатурой сидеть... За это время можно что-то полезное придумать, статью научную написать, денег опять же заработать..." И тут появляется Ваша подпись внизу...
Поневоле возник технический вопрос: "А позволь спросить тебя, чем ты смазываешь свои сапоги, смальцем или дегтем?" "А позвольте Вас спросить, Вы тексты такие на клавиатуре набиваете, или все же диктуете?"

+8
ответить

Некто Леша ★★★★★➦НМ17.10.23 17:51

Пара страниц это несколько часов писанины? Вас точно на письменной работе держат? Или научный сотрудник, который неделю тужится, как бы впихнуть результат многомесячной работы в несколько страниц? Что-нибудь слышали о машинистках, которых на работу не брали, если они ниже 180 знаков в минуту печатают 10 пальцами? Я колупаю медленнее, но если слова в голове рождаются с этой скоростью обычной устной речи, в письме отстаю раз в пять, не более.

Рука скроллить устала - вообще анекдот. Откройте для себя на клаве кнопку PgDn.

И если вся эта тема для Вас неинтересна, скорее всего все хобби в духе головы проф. Доуэля - голова включена, тело в отключке. Буду рад ошибиться! Надеюсь, Ваша реплика в 9 строк не отняла у Вас час драгоценного времени.

+-5
ответить

НМ ★★➦Некто Леша17.10.23 19:05

Леша, что стало с Вашим чувством юмора за последние 20 лет, что я Вас читаю?!
У вас в этом тексте 15300 знаков, восемь с половиной "стандартных страниц", при СРЕДНЕЙ скорости печати ПОД ДИКТОВКУ 200 знаков в минуту (у секретарей профессионалов скорость доходит до 300-350 знаков в минуту), это 75 минут набора текста. Если у Вас прекрасная скорость печати - то 50 мин, но это при условии, что Вы ни одной секунды не потратили на обдумывание текста...

+9
ответить

Витя➦Некто Леша18.10.23 12:34

Рука скроллить устала - вообще анекдот. Откройте для себя на клаве кнопку PgDn.

Вот она, претензия недопризнанного гения — "забудьте свои гаджеты и читайте меня в библиотеке за компом!".

+2
ответить

Tio Marcos ➦НМ18.10.23 16:30

Маэстро не раз и не два раскрыл в комментариях творческий секрет: он не слезая с велосипеда диктует умной машинке, а та переводит речи в текст. И нам ещё повезёт, если впоследствии получившийся текст отредактируют.
Какие 200 знаков в минуту ?.. позапрошлый век!

+3
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Tio Marcos18.10.23 18:40

В этот раз нет, писал нормально, сидя в кресле. Вот потому так занудливо и получилось! :)

А на велике я не диктую, слежу за дорогой, подбираю фразы в голове. Диктую потом, выйдя из воды, обсыхая и бродя вокруг дуба. Чертова морось и дубак прекратили это занятие, отражается на текстах!

+-1
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Tio Marcos18.10.23 19:28

Дарю свою сегодняшнюю велосипедную песню, родилась в глухом парке к счастью для окружающих, их вокруг не было. Но если петь со слухом и голосом, может выйти неплохо.

Начало минорное от мороси, по мере разогрева мажор:

Пусть мается от сплина и безделия
Какая-нибудь дамочка с камелиями!

Вся эта скука барская, ребята, не для нас!
Шагай мозолистой ногой вперед, рабочий класс!

Я только зубы крепче сжал и радостно заржал
Когда проник за шиворот расплавленный металл!

+-2
ответить

Tio Marcos ➦Некто Леша18.10.23 19:38

"Теперь и в стихах !"

+2
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Витя18.10.23 20:44

Читать большие тексты на смартфоне?! Если у вас есть запасной комплект глаз, это прекрасная идея! Нынешних надолго хватило, прежде чем начались проблемы?

+-2
ответить

Витя➦Некто Леша19.10.23 03:30

Тут есть нюанс жестокой реальности: у Ваших читателей устают пальцы, а не глаза.

+2
ответить

brn52117.10.23 14:20

Я эту игру не застал. Но как оказалось, для множества ветеранов это действительно было естествено - раздать свои медали детям, чтобы играли. Ведь ради этого и воевали - мирная жизнь, играющие дети. Не ради того, чтобы бренчать иконостасом на парадах 9 мая и зачитывать свои "воспоминания" по тащательно выверенной методичке. Теперь понятно, что за игра. Да и апологеты коммунизма тоже вроде как должны были радоваться - при коммунизме деньги, бывшие символом капитала, станут разве что детской игрушкой.
Неплохая часть нашей истории. Плюс.

+1
ответить

Некто Леша ★★★★★➦brn52117.10.23 18:17

Я тоже эту игру не застал, детство в Алма-Ате 70-х. Ни единой серебряной монеты у детворы, тем более медали - все наши отцы были молодые офицеры и своими медалями дорожили, с ними потом на параде шагать 9 мая, должны быть все выданные в комплекте и отличном состоянии. Но отношение у них к своим наградам было такое же, как у фронтовиков - вот эта за личное мужество, а эта у всех висит одинаковая, к юбилею выдали за хорошее поведение.

Первую серебряную монету в своей жизни я обрел случайно, и это был полный восторг! Стоял ребенком на обочине у автобусной остановки г. Камышлов, от нечего делать рылся палкой в щебне - я таким образом довольно часто находил копейки, двушки и гривенники в щебне под алма-атинскими телефонными будками. По ночам люди звонили, спешили, их торопила очередь, кто-то терял в темноте монеты. Рано утром - никого нет, всё выроненное твое. Для детсадовского ребенка огромное богатство, и главное что сам нашел, а не подачка от родителей.

А тут среди бела дня, роясь просто на всякий случай, выудил 25-копеечную монету с каким-то молотобойцем! И год производства - 1924! В моем обороте и номинала такого не было, а все годы начинались с 1961. И всё нержавейка, а тут настоящее серебро! Это мне вскоре объяснили родители, но об игре такой не вспоминали. Нечем играть - нечего и рассказывать. Только в этом году, услышав про пристенок от нескольких старожилов, понял, как эта монета могла оказаться на автобусной остановке так глубоко в гравии. Кто-нибудь потерял, играя в пристенок о стенку остановки, подошел автобус и увез игроков далёко, разыскать не успели.

+-4
ответить

ЛАНКА 17.10.23 13:50

"История" не понравилась, длинно и нудно. Но дело вкуса, соблюдаю нейтралитет,без плюсов и минусов.
Захотелось лишь сказать: когда дети были ещё крохотными и ходила с ними на детскую площадку, да!!!, родители и няньки торчали в телефонах ВЫГУЛИВАЯ малышню. И это действительно было противно.
С дочерью ещё опыта не было, прям похвастать) нечем, дом мы там всё строили)). А вот сыном занимались фифти-фифти, что папа, что мама... Доступ к ноутбуку был у ребёнка с двух лет! В три он сам включал, искал, смотрел, учил английский))). В 4 вовсю считал, в 4,5 бегло читал. Пошёл сразу во второй класс.
Во всём виноват интернет)))! Сейчас на 2 года младше одноклассников, занимается спортом, паркур, езда на Longboard (не знаю как по русски), помогает зубрить и учить психологию старшей сестре)))...
Телефоны в руках "щеглов" ещё не значит ПОТЕРЯННОЕ поколение!

+2
ответить

Некто Леша ★★★★★➦ЛАНКА17.10.23 18:34

Удачи ему! Если спорт и живое общение ему интересны, никакая цифровая зависимость ему не грозит. Ее целевые аудитории - люди с отшибленным креативом и ограниченной физической подвижностью. Я рассказал длинно и нудно, но это то, что вам не расскажет никакая реклама, никакой тренер и почти никакой педагог. Их задача - скучить своих клиентов, по возможности усадить и вести себя дисциплинированно, предсказуемо, на как можно более продолжительное время. Задачи полноценного развития организма и мозга частично противоположны.

+-4
ответить

Дядя Дися ➦Некто Леша19.10.23 01:58

Не будем меряться расстояниями. Моя бабка, если из окна сортира высунуться, Кремль видела.
В Нью-Дели я в 2010 был только году и, по причине шумного кондиционера, прошел прогуляться. В 1 час ночи. Центральная улица, 6 полос, по ней волы тащат повозку с какими там профилями... Заходил в бомжатник, как рассвело. Заблудился. У меня бабушка в Москве имела условия хуже 100 лет назад.

Про равновесие - у меня вся работа (так выстроил) была в ближайших районах, на край - в ближайших областях. И думаю, если бы мне вместо 200 дома предложили 400 в Чикаго - я бы не полетел. Вот такой я урод...

+-2
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Дядя Дися19.10.23 16:33

Я вернулся из Вашингтона во Владивосток с примерно 2000 до 3000, если считать чистыми в месяц после вычета налогов, но с баксов на рубли, уже после дефолта, когда это стало очень большой разницей. Вся математическая часть моего мозга считала это безумным поступком, но в мире реальных ценностей я был хорошо знаком с обоими местами и выбор сделал разумный, под свои хотелки в пределах мне доступного.

Съемная квартира во Владивостоке оказалась примерно такой же, как оставленная в Вашингтоне, но из добротного кирпича вместо черт знает чего с гнилью и синтетикой.

Гораздо свежее стал воздух, с приятным соловатым морским привкусом. До самого моря оказалось 10 мин легким бегом каждый день, а не час езды раз в месяц.

Ну и с голоду как-то не пропал. До сих пор убежден, что гребешки, лосось, креветки, грибы и лимонник, добытые в море или в лесу, не уступают по своим качествам американскому фастфуду :) Далеко не всегда я успевал ходить за ними сам, в путину вообще не совался, но и то, что было на рынке, вполне соответствовало моей зарплате и съестным возможностям, не слишком их напрягая.

Количество бань и саун вокруг меня существенно возросло после переезда из Вашингтона, и стало разрешено биться вениками!

Но главное в жизни для меня были девушки. Наверно, и в США встречаются достойные моих вкусов, но где-нибудь в зоне доходов от миллиона и выше. Во Владивостоке той поры танцевал весь город, полный красивых и жизнерадостных девчонок.

Потом многие из них доверились арифметике и уехали в более развитые страны. Оставшиеся стали меньше танцевать, а икра сильно подорожала. Но к тому времени я женился, прекратил бурные романы, а с ними сократились и сопутствующие расходы. Мне больше понравилось прогуливаться с родившимся сыном. Зарплата росла по мере его роста, появилась и своя квартира, много стал летать по миру, так что это было пожалуй лучшее время в моей жизни: было с чем сравнивать скромные достоинства моего города.

Сейчас я по-доброму вспоминаю многие места, где довелось жить и побывать. Но навещать эти места редко радует - иных уж нет, а те далече, да и сам я изменился. Всё то, что покупается за деньги, в сущности как костюм - главное, чтобы не слишком жало, не слишком болталось, не пугало окружающих и хорошо сидело. А я больше счастлив там, где вообще гол - в постели, в воде и в бане. Но не в одиночку, разумеется. А хорошие интересные люди в продаже отсутствуют, пафосные прибамбасы им безразличны, так что можно и не париться ими обзаводиться.

+-1
ответить

ElenaEPetrova 17.10.23 13:23

Многие игры очень сильно "завязаны" на окружающую обстановку. Когда мне было 10-12 лет (90-92 год), мы в нашем строящемся районе играли в "набивалы" (мяч кидается через проезжую часть, отскакивает от бордюра - и его надо поймать. В нашем детстве, когда за день одна-две машины проезжали, это было вполне безопасно), "вышибалы" (активная игра для двух команд с мячом), "козлы" (прыжки через отскакивающий от стены мяч), "слепую курицу" (на двух приспособлениях для выбивания ковров располагаются игроки, а водящий с завязанными глазами должен их поймать и опознать - считай, 3D-жмурки). Ну, казаки-разбойники, всевозможные догонялки, исследования строек, крыш и подвалов тоже были. Причем играли мы вместе с детьми двух-трех дворов.
Да! Чуть не забыла! Еще дружно несколькими дворами катались на санках по проезжей части. Ее тогда не чистили (по этой дороге проходила официальная граница города, машин почти не было), так что получалась идеальная горка - длинная (не меньше 1 км), ровная , да еще и с приличным уклоном. Сейчас по этой дороге маршрутка ходит.
На сегодняшний день мои дети в том же возрасте растут в том же районе. И сразу возникают проблемы с активными играми с мячом - потому что негде. Машины и ездят по тротуарам, и стоят на детской площадке, и располагаются на газонах. Строек нет ( и слава Богу!), выходы на крыши и в подвалы заперты (опять-таки слава Всевышнему! и спасибо коммунальщикам). По сути дела есть одна большая детская площадка для всего микрорайона - но с мячом там не поиграешь. "Казаки-разбойники" давно мне не встречались - но там опять-таки нужно много места, да и бегать пришлось бы с оглядкой на машины. Вот в "слепую курицу" играют - потому что для нее нужны всего лишь несколько устойчивых больших железяк, а этого на детской площадке полно.
Ну и самый распространенный вариант детских игр на сегодня - онлайн игры в смартфонах. Сидят подружки на затейливой приспособе для лазания, болтают ногами и играют в сетевую игру ...

+-4
ответить

Некто Леша ★★★★★➦ElenaEPetrova17.10.23 19:13

Прикольный набор! До слепой курицы мы не додумались, хотя выбивалки и другие подходящие железяки стояли повсюду.

Мое детство прошло в сходных условиях - на краю большого города, почти за городом. Вокруг новые стройки, ландшафт менялся постепенно, но чуть ли не ежедневно. Всегда находились новые комбинации наваленных друг на друга бетонных плит, вырытых котлованов, недостроенных зданий и мягких куч вырытой земли под ними, куда можно прыгнуть с козырька подъезда или второго этажа, не рискуя сломать конечности. Уйма свежеструганных досок, еще пахнущих лесом, для фехтования. Вокруг сады, включая общественные беспризорные, горы и ледниковые речки. Разумеется, никакого сопровождения взрослых, кроме общих семейных прогулок по выходным. Дом - это только еда, сон, учеба, уборка и жуткая непогода. Иногда что-то интересное показывали по телику, такие чрезвычайные события заранее обводились кружками в программе на неделю. Всё остальное - дворовое детство в широком смысле, на великах наш двор была вся Алма-Ата и ее пригороды до Медео.

Мне это казалось нормальным, потому что так было у всех детей вокруг меня. Пока нашу конькобежную секцию не вывезли на месяц к Иссык-Кулю. На треках Медео мы были все одинаковые, катали одни и те же круги, выполняли те же разминки под руководством тренера.

Но вот в свободной жизни без тренера, на берегу огромного озера, мы оказались разные! Дети из пригорода и центра города. Те вообще не могли придумать, чем бы им заняться без инструкций от взрослых. По озеру рассекали как по плавательному бассейну - взад-вперед на 25 метров. Мне это показалось выставкой роботов. Но главное - они не умели разговаривать! Нормальный детский разговор - это репетиция совещания компании или думы. Все сообща думают, чем бы заняться. Высказываются, спорят, доказывают, показывают риски и ништяки. А у этих как будто книжку отняли, в которой все уже написано, и прочесть негде.

Каждый день ровно в 22:00 нам выключали свет, фонарики отняли, и эти дети попали в трудную ситуацию - хочется почитать книжку на ночь, а невозможно! Я как Гомер, устно рассказывал им книги, которых они еще не читали, изрядно добавляя отсебятину :) Иногда мне не нравилось, что автор укокошил какого-то героя, я спасал его в пересказе и лабал дальше как мог. Те, кто знал подлинник, старались не ржать, уткнувшись в подушки, но им тоже было интересно, чем все закончится в моей версии. Вот что такое заряд креатива от того, что ребенку позволяют думать самостоятельно, как обустроить свой досуг. Очень помогло в трудные 90-е, о которых умные прежние книжки ничего не писали.

+-4
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru