История №1384874
Моя история началась в командировке в тайгу между г. Томском и п. Асино. Строили мы там высоковольтную линию ЛЭП 220. Не очень суровую, но меня очень даже впечатляла. Я-то вовсю стремился на ЛЭП 500, чтобы побегать по проводам, как это показывали в фильме «Карьера Димы Горина».
Надо же такому случиться, прихватил меня зубной кризис как раз в начале командировки. На второй или третий день возник флюс, да еще какой, в пол-лица. Скорой помощи, как ты понимаешь, нет. Крайний случай, вызов вертолета, но это совсем уж крайний. Из-за таких мелочей, как зубки, никто даже не почешется.
Бригадир поутру скомандовал:
- Всем на объект, сегодня особая работа.
Особая работа заключалась в вытягивании линии электропередач на плановый провис.
Для тех, кто не в курсе. Сначала, при старте постройки ЛЭП, вырубается просека в тайге, и чем чище, тем лучше. Затем устанавливаются опоры для будущего благосостояния жителей, намеченных к жизни с «Лампочкой Ильича». Потом растягиваются провода для собственно линии. А уже следующим этапом они подвешиваются к опорам, на первый случай, на ролики. Ну, в заключении, провода натягиваются по этим самым роликам в соответствии нормам, утвержденным ГОСТом.
В общем, данный момент является наиболее ответственным.
Меня бригадир определил первым номером, т.е. на ближайшей опоре к трелевочнику, трактору, осуществлявшим так называемый натяг. Он прицеплял к себе край провода к фаркопу и тащил его до команды «хватит». А отрезок пути составлял около десяти опор, и на каждой находился работяга, следивший за нормальным ходом процесса натяжения. Так что мне приходилось не только контролировать свой участок, но и следить за визуальными сигналами своих коллег. Как ты понимаешь, рациями в те времена и не пахло, даже принюхиваться не стоило.
И вот, оглядываясь на своих коллег, я почувствовал странной рывок и покачивание своей опоры. Взглянул на свой участок. Так и есть, провод сошел с ролика и защемился между ним и траверсой. И моя опора потихоньку сходит со своего болотистого места. Я закричал и отчаянно зажестикулировал, надеясь на внимание бригадира, находящегося на трелевочнике.
Но куда там. Именно в этот момент трактор обходил очередное препятствие в виде глубокой промоины в просеке, и всем было просто не до меня.
В общем, опора рухнула. И я, конечно, вместе с ней. Но что интересно.
Сколько нас не долбили инструктажами по технике безопасности, тем более при работе на высоте, мало кто соблюдал ее. У меня в то время был друг, Юрка, парень уже после армии. Так он вообще не использовал пояс для страховки, и меня к этому приучил.
Я до сих пор вспоминаю, как мы дружно и со вкусом распевали песни Высоцкого, находясь на высоте шестиэтажного дома, без страховки и поясов. Главное – друг рядам, и больше ничего не нужно. Он еще использовал высоковольтный провод, как турник, и выделывал на ней всевозможные гимнастический упражнения. Нас так и называли: «Юрок и щурок».
Собственно быль
В общем, я был не пристегнутый. Как умудрился переместиться на безопасную сторону и совершить прыжок в сторону от падающей опоры – я не знаю.
И все бы ничего. Перекувыркнулся несколько раз через голову по торфяной подстилке, но в конце не повезло: приложился-таки затылком к не выкорчеванновому пеньку.
Дальнейшее помню смутно. Какой-то гомон, лица бригадира, коллег и почему-то Чапы (он-то откуда взялся?).
Как мне позже рассказали, он всегда был рядом с нашей бригадой из-за своей стариковской обязательности проследить, чтобы работяги не нанесли какой бы то ни было урон тайге-матушке.
Он сразу отмел распоряжение бригадира об эвакуации меня в основную лагерную стоянку (по просеке и на ваших-то машинах не довезете, давайте-ка его на телегу и ко мне на заимку, отхожу как-нибудь).
Окончательно я очнулся уже там, на заимке. Почему-то мне показалось, что я дома, хотя уже с год как покинул его. Так уютно и спокойно я давно себя не чувствовал.
- А.., очухался? Давай-ка попей настоечку, да и я с тобой хряпну. А то давненько у меня гостей не было, – и дед влил в меня стаканяку терпко пахнущего снадобья.
Дальше не помню, провалился в сон.
Вечером проснулся, услышав ворчание Чапы:
- Эк тебя разбарабанило, я уж подумал, что это ты так к пеньку приложился. А это просто зубки. Ну ничего, поправимо. Сейчас я тебе травки соберу, правда их надо в ночь подбирать, но ничего, это мне не первой. Ты не вставай, тебе покой – первое дело.
Помню, ночью, он растолкал меня и заставил что-то съесть и прополоскать рот какой-то гадостью (лучшего слова не подберу).
А наутро я проснулся с мыслью, что пора на работу. Честное слово, в моем возрасте и такие мысли? Энергия била через край. Я собрался уже спрыгнуть с лежанки, но суровый окрик Чапы меня остановил:
- Куда, шельмец? Еще рано бегать. Ты лучше потихоньку вставай и вот давай-ка еще прополощи рот настойкой.
Я взял кружку из его рук и вышел наружу. Первое же прополаскивание обнаружило, что мне что-то мешает, и выплюнув терпкую жидкость, я с удивлением увидел у своих ног что-то постороннее. Подняв это нечто с земли, увидел свой зуб, изрядно подпорченный тяготами своей службы по борьбе с перемалываемой повседневной вкуснятиной.
Я потрогал свою щеку. Флюса-то нет! На всех парусах ворвался на заимку:
- Чапа, у меня флюс выпал!
- Не флюс, а зуб. Ты как думал, зря что ли я по тайге ночью бродил?
Ближе к обеду нарисовался Михалыч, бригадир.
- Еще денек пусть отдохнет, оклемается, - выпроводил его Чапа, - Заберешь его завтра.
Ближе к вечеру, прогулявшись с Волком (так звали Чапиного пса, кстати удивительно похожего на хищника), мы были приглашены на ужин:
- Картошечка закончилась, не обессудь, но грибочки, я надеюсь, в самый раз будут, - и поставил на стол сковороду с аппетитно попахивающей снедью.
- А настоечка? Та, что была вчера?
- Алкаш, - рассмеялся Чапа, - ну давай, уговорил.
Наутро снова приехал Михалыч и увез меня из сказки в быль.
- Только ты его не пускай на высоту денька три, - напутствовал нас Чапа, - рановато ему, пусть отдохнет.
- Да у меня он до конца вахты под землей работать будет, не переживай, дед. И спасибо тебе от всех нас.
Эх, какую страну просрали! Какую медицину! Даже флюс с зубами вместе от настоек выпадал. И это ещё ночью сено косили… А если бы днём?!
1. Генезис Чапы не раскрыт. Минус балл за сочинение.
2. Общее ощущение от статьи - ну и дикие ж люди эти русские, без царя в голове - базовая техника безопасности, обеспечение рабочего процесса (а при правильном распределении ресурсов без вывороченной опоры вполне можно было обойтись, очевидно) - все мимо.
3. Единственное, что хорошо получается - травяные настои. Да и те большинство уже не умеет.
И что, никто не прискакал возбуждать уголовное дело? Никого не посадили?
Я однажды рубил просеку под ЛЭП-600 (кажется, 600..); как сейчас вспоминаю, лучшая была работа в жизни!..))
Прекрасно помню, как сдавали на допуск до 10 кВ. В конторе висели плакаты о произошедших смертельных случаях. Больше всего запомнился тот, где опора рухнула от одностороннего натяжения снимаемых проводов. У того мужика зуб больше не болел.
Да, ТБ написаны кровью, это я сейчас понимаю. Но это было с пацаном еле со школы.
Соломон Маркович ★• 26.03.23 14:24
Мы в армии скручивали в трубку газету поджигали а с другой стороны ложку выделялась херь маслянистая потом на ватку и на зуб, помогало хз почему?
euler ★➦Соломон Маркович• 27.03.23 15:56
Первый раз я услышал об этом способе от отца - они на фронте так делали.
До конца жизни он запрещал класть пищу на газету.
Ошибка выжившего.
И до конца своей жизни он будет рассказывать эту историю про то, как выжил именно потому, что был без страховки.
Спору нет, это редчайшее везение, упасть с высоты 6-этажного дома и отделаться сотрясением мозга. Опасность в том, что другие могут попытаться забить болт на ТБ и оказаться в инвалидном кресле-каталке или, вообще, «по другую сторону травы», наслушавшись подобных сказок.
Сейчас живу в США и работаю водителем трака, как говорят в Америке, 18-колёсника. Здесь, чем крупнее и серьёзнее организация, тем строже выполняются требования ТБ.
В мелких конторках - вообще все ходят кто во что горазд. На каком-нибудь заводе заставят надеть жёлтый жилет, джинсы и каску, а на электростанции не будут даже разговаривать, пока не убедятся, что надеты ещё и ботинки со стальными носами и защитные очки. Могут на въездных воротах дать посмотреть фильм по ТБ на планшете (варианты субтитров: английский, испанский, французский, немецкий и РУССКИЙ!)
Но это не потому, что они тут все такие супер-пунктуальные, а потому, что их страховые компании за это имеют во все пихательные отверстия и могут даже подослать казачка с тайной проверкой.
Сам я смотрю на работников, как они одеты, и надеваю то же самое, чтобы не было вопросов. Но перчатки и очки надеваю всегда, ибо не хочу терять рабочие дни (и, соответственно, деньги) из-за мелких травм.
Nik_v_nik➦Paulpelz• 26.03.23 15:57
Нет у вас там заимок.
И отпаивать просто так никто за здоровье не будет.
Chicago95 ★➦Paulpelz• 26.03.23 23:18
Ты им ещё расскажи что в твоей богопротивной Пиндоссии мотоциклетная каска не предусмотрена. А она не чета строительной. Да и ботинки эти со спецносками до одного места. Носок, канешно, хорошо, если ведро на грязное ставить не хочется, но я их два раза насквозь гвоздями пробивал. И помогли мне ваши ляхи?..
Да хоть пояс. В ситуации, когда падает опора он ничем не поможет. А так да, полезен.
Compiler➦Kelavrik_0• 30.03.23 19:32
Каска могла бы помочь тем, что к пеньку приложился бы куда менее чувствительно.