История №1298452
Весной 1960 года авианосец «Кирсардж» спас людей с маленькой баржи. Американцы заметили прямо посреди океана небольшое судно, в котором обнаружили четверых солдат советской армии, изможденных до всех мыслимых пределов. Им удалось выжить только потому, что у них были кожаные ремни, кирзовые сапоги и вода, которую они брали из системы охлаждения двигателя.
В экипаже баржи было 4 человека. Когда прежний состав уволили в запас, два месяца судном «заведовал» только один человек – Асхат Зиганшин, который нес службу в звании младшего сержанта. Затем учебное подразделение прислало двух мотористов. Ими были рядовые Филипп Поплавский и Анатолий Крючковский. Все три солдата служили уже второй год, но потом стройный коллектив «бывалых» разбавили первогодком – рядовым Иваном Федотовым.
Баржа Т-36 была не флотским плавательным средством, а армейским. Еще в конце 1959 года держалась устойчивая непогода, поэтому все баржи решили вытащить на берег. Когда весь остров ждал прибытия корабля, который должен был привезти мясо, разгружать его отправили Т-36. Любая баржа обязательно комплектуется НЗ, причем неприкосновенного продовольственного запаса должно хватать на десять суток. Но в этот раз Т-36 ушла без пайков, поскольку военнослужащих перебазировали в казармы несколько месяцев назад.
Трагическое происшествие случилось 17 января. В тот день порывистый ветер сметал все на своем пути, поэтому пришвартованную баржу сорвало и унесло в океан. Скорость происходящего была настолько головокружительной, а природная сила – настолько неодолимой, что экипажу не удалось совладать со стихией.
Когда шторм закончился, Т-36 принялись искать. Найти удалось только спасательные круги и обломки судна (по словам Зиганшина, «на берег выбросило спасательный круг и разбитый ящик из-под угля с бортовым номером „Т-36“»). Командование расценило страшные находки самым очевидным образом: баржа почила в недрах океана вместе с несчастным экипажем. И уж совсем никто не мог предположить, что искать Т-36 стоит за сотни км от места, где судно сорвалось со швартовов. Родным пропавших в открытом океане отправили сообщение, что те пропали без вести. Наблюдение за жильем солдат, однако, решили все же установить: на случай, если они окажутся прозаичными дезертирами. Пока драгоценное время утекало сквозь пальцы, четверо молодых ребят с борта Т-36 безнадежно дрейфовали в Тихом океане.
Их положение было почти безвыходным: топливо подошло к концу, рацию повредил сильный ливень, а в трюме баржи заметили пробоину (судно столкнулось со скалой), которую экипаж смог частично залатать, прижав к ней доску при помощи домкрата.
Учитывая, что баржа не годилась для дальних странствий, дела солдат были совсем плохи. К счастью, на Т-36 нашлась буханка хлеба, две банки тушенки, пригоршня крупы и немного картофеля, который рассыпался при непогоде прямо в лужицу натекшего мазута. С водой не повезло еще больше — шторм полностью перевернул бачок. Проведя ревизию, служивые обнаружили печку-буржуйку, совершенно промокшие спички и «Беломор».
Без надежды на спасение (дрейф баржи Т 36)
Хотя положение несчастных было плачевным, ситуацию усугубила еще одна печальная находка. Зиганшину удалось найти в рубке газету. Она была свежей, но радоваться долго не пришлось: в одной из статей говорилось, что как раз в их квадрате с учебной целью будут проводиться ракетные пуски. Место, в котором находилась баржа, было объявлено как небезопасное, то есть вплоть до завершения ракетных испытаний в нем не пройдет ни одно судно…
Четверка хорошо осознавала свое положение и начала основательно готовиться к предстоящим трудностям. Кроме пресной воды, которую нашли в системе охлаждения двигателя, решили при первой возможности набрать и дождевой. Ели похлебку, которую готовили из тушенки, картошки, жутко отдававшей мазутом, и мизерного количества крупы. Питаясь таким скудным образом, экипаж должен был не только поддерживать свой моральный дух, но и прилагать физические усилия для откачки воды, виной которой была пробоина.
Спать было холодно. Чтобы согреться, служивые соорудили кровать из того, что оказалось под рукой, и спали, прижавшись друг к другу. Так прошло несколько недель. Запасы продуктов и воды неумолимо таяли, и в один из дней было принято решение варить солдатские ремни. Когда и этот жуткий «суп» был съеден, сварили ремень от рации. Потом пришла очередь сапог и даже кожи с гармони, которая тоже оказалась счастливой находкой на Т-36. А вот с водой было совсем туго: за сутки каждый мог позволить себе всего 1 глоток…
Голод, жажда и неопределенность положения сделали свое мрачное дело: члены экипажа начали видеть галлюцинации и страдать от необъяснимых приступов страха. Хотя ребята старались успокаивать и поддерживать друг друга, их психические силы иссякали вслед за физическими. Уже потом, когда их спасли, они вспоминали, что в продолжении всего кошмарного дрейфа они ни разу не повздорили между собой. Даже перед лицом голодной смерти каждый сохранил свое достоинство и человечность. Среди друзей был уговор: тот, кто останется в живых последним, должен написать записку о том, что произошло.
Восхищение спасателей
Не раз на горизонте перед глазами несчастных показывалось судно, но оно проходило мимо, не замечая посылаемые сигналы. И только 7 марта 1960 года, в самый счастливый для четверки день, американский вертолет спустил на Т-36 лестницу. Хотя у солдат совсем не оставалось сил, сохраняя военную дисциплину, они отказались покинуть баржу. Американцы убедили истощенных членов экипажа принять помощь, и они поднялись на иностранный борт.
Молодые люди знали, что после долгого голодания набрасываться на пищу не стоит, хотя моряки с «Кирсарджа» предлагали им массу угощений, да и вообще искренне стремились компенсировать пострадавшим пережитые лишения. Американцы были очень удивлены тем, что в таком молодом возрасте советские солдаты проявляют невиданную стойкость и крепость духа.
Прямо на авианосце великолепная четверка дала небольшую пресс-конференцию, и вскоре об этой истории узнал весь мир. Чтобы встретить экипаж Т-36 в Сан-Франциско, приехали сотрудники генерального консульства СССР. Хрущев приветствовал выживших телеграммой.
Когда советские робинзоны вернулись домой, их встретили как космонавтов. Москва пестрела плакатами «Слава отважным сынам нашей Родины». В течение нескольких недель экипаж Т-36 рассказывал о своих приключениях на встречах и приемах.
Как сложилась судьба участников дрейфа баржи — Т 36
Когда ребят отправили на курорт в Гурзуф, чтобы они могли восстановить силы, они получили предложение учиться в мореходном училище. Трое из них навсегда связали свою жизнь с флотом.
Асхат Зиганшин был родом из поселка Шентала Куйбышевской области (ныне Самарская область), по национальности — татарин. После окончания мореходного училища поступил механиком в аварийно-спасательный отряд в городе Ломоносове под Ленинградом. Работал на разных судах, сначала с пожарными, затем с водолазами. Женился, воспитал двух дочерей. Выйдя на пенсию, поселился в Петербурге. Ушел из жизни 20 июня 2017 года.
Иван Федотов — русский, из села Богородское Хабаровского края. Окончив Благовещенское речное училище, получил диплом судового механика. Всю жизнь проработал речником. Его не стало в 2000 году (по некоторым источникам 1999 г.).
Анатолий Крючковский и Филипп Поплавский — украинцы. Крючковский из поселка Турбов Винницкой области, а Поплавский — из поселка Чемеровцы Хмельницкой области.
Филипп Поплавский поселился под Ленинградом, после окончания училища работал на больших морских судах, ходил в заграничные плавания. Скончался в 2001 году.
Анатолий Крючковский много лет проработал заместителем главного механика на киевском заводе «Ленинская кузница». В январе 2019 года отметил 80-летие.
В 1962 году о героях был снят фильм «49 дней». Однако, на данный момент он так и не оцифрован, поэтому его нет в интернете. Но, ниже вы можете найти документальный фильм «Их могли не спасти. Узники Курильского квадрата», а также передачу «Сильнее океана» (1960 год) с участием героев данной истории.
Никогда терпящих бедствие и подобранных иностранным судном не признавали за предателей, как тут некоторые "особо талантливые" комментаторы пишут.
А, вот, когда предлагали сменить гражданство и кто-то согласился бы... Тогда да.
Но эти крепкие ребята не согласились!
Этим ребятам исключительно повезло. Они приняли помощь от американцев и не поплатились за это. В советской/российской парадигме принять помощь от американцев было и остается равносильно предательству. Но в 1960 советско-американские отношения стремительно улучшались и история спасения очень удачно попала точно в струю. Напомню, что в августе 2000 года после аварии на "Курске" российское командование отказалось от помощи норвежских водолазов. 23 человека погибли.
Оби Ван Киноби ★★★➦комментатор• 19.02.22 10:29
Думаю, что с Курском причина была другая. Вероятно, решили не оставить свидетелей того, что произошло на самом деле там.
APh➦комментатор• 19.02.22 10:57
Помогать там уже было некому. А срочно доставать погибших и кучу железа и платить за срочность дикие бабки не разумно.
А кто вообще сказал, что норвежские водолазы могли бы помочь? Это фейк, разгоняемый либершизой. Спуститься на глубину 108 метров это не проблема, а вот вскрыть корпус подводной лодки не убив тех кто внутри- это сложная задача. Советский союз имел несколько подобных глубоководных аппаратов, но в середине 90х по настоянию западных "друзей"-кураторов, они были выведены из состава флота, списаны и проданы за рубеж.
mathematicus ★• 18.02.22 18:41
Вот за этим и нужны люди вроде Оби. Так-то он обычно не блещет ни юмором, ни тонким анализом, но вот напомнил про очень хороших, смелых и отважных людей. Большое ему за это спасибо. И плюс, конечно.
Оби Ван Киноби ★★★➦mathematicus• 19.02.22 09:15
Математик, вроде ник умный, а коммент глупый. Ещё 1 такой глубокомысленный коммент и я избавлю Вас от умственного напряжения для комментирования моих работ.
mathematicus ★➦Оби Ван Киноби• 21.02.22 04:08
Видите, вы сами подтверждаете мою правоту. Давайте вы лучше будете меньше комментировать и больше вспоминать про всяких хороших людей. И получите больше плюсов и меньше минусов - от меня и от других.
Оби Ван Киноби ★★★➦mathematicus• 21.02.22 13:59
Ваши комментарии умом не блещут, в основном антироссийский и русофобский бред. Но учитывая умственный уровень властей Великобритании, особенно Лиз Трасс и Бориса Джонсона, не стоит ждать выдающихся умственных способностей от поданных её величества. В этом вы не одиноки с такими же как и вы эмигрантами - посетителями этого сайта.
mathematicus ★➦Оби Ван Киноби• 21.02.22 20:00
Вы с каждым словом расписываетесь в, скажем так, отсутствии могучего интеллекта. Я - не подданный Её Величества и не эмигрант. А про мои умственные способности вы обоим Миллерам расскажите. Если они вдруг решат вас заметить.
Попкин➦ystervark• 19.02.22 01:24
Ну и в моторе воду с антифризом не смешивают на суднах???
andrex_ch ★➦Попкин• 20.02.22 01:13
А зачем, если там минуса нет? Они же не в Ледовитом океане плавали
Попкин➦andrex_ch• 20.02.22 01:36
Ну я думал на тот случай, если в Ледовитый океан зайдут поплавать.
Американцы предлагали им эмигрировать в США, но все четверо отказались.
Woldemars➦САНЬДА• 19.02.22 08:34
Во-первых не сказано, повредились ли все электронные приборы или только рация. Скорее всего только она.
Во-вторых, судно куда-то шло и где-то находилось до шторма и соответственно координаты были известны. После шторма исходя из оьобщенных данных подручными средствами вычислили куда судно отклонилось.
Подробнее, правда без картинок уже: https://pod-parusom.livejournal.com/11096.html
Когда советские робинзоны вернулись домой, их встретили как космонавтов
Ошибочка вышла! Не было тогда ещё космонавтов. Ни единого!
Именно Гагарин и затмил впоследствии славу этих ребят, перехватил, так сказать, эстафету русского духа.
Woldemars➦Генрих Монт• 18.02.22 22:55
Ну это сейчас пишут "как космонавтов" потому что уже их встречали и знают об этом
Народ, что постарше, конечно, помнит, что их было пять на тот момент, когда баржа оторвалась. Но вспоминать об этом не принято.
Попкин➦mathematicus• 19.02.22 01:26
Выкинули из баржи, потому что не состоял в партии, или съели???
Дядя Дися ★➦mathematicus• 19.02.22 03:52
да вроде был там пятый...
не, пруфы в архивах ВМС СССР)
Ну и для полного комплекта песня Высоцкого о данной истории.
https://youtu.be/xZMF0qLFco4
Малютка Бо Пип ★➦Hendry• 18.02.22 20:01
Только хотела написать, что Высоцкий о них пел. Спасибо за ссылочку)
Вот же блять люди были!
Фамилию Зиганшин помню со школьной скамьи, и то, что был сержантом тоже. А имя Асхат узнал только сейчас (или напомнили). Теперь до самой смерти не забуду, если Альц и Геймер не придут.
комментатор ★➦Дядя Дися• 19.02.22 03:23
Зиганшин - рок!
Зиганшин - буги!
Зиганшин сорок дней на юге!
Молодцы, конечно.
Хорошо хоть, что их сходу не обвинили в дезертирстве, обнаружив на борту американского корабля.