История №1292680
Несмотря на то, что композитор уже получил всеобщее признание, он должен был во всем подчиняться князю Эстергази.
Ни Гайдн, ни музыканты капеллы не имели права покидать резиденцию князя, пока он был там.
А князь уезжать из резиденции не торопился.
Музыканты капеллы устали от жизни без отдыха, что вынудило их обратиться к Гайдну за помощью.
И Гайдн нашел выход. В 1772 году к очередному празднеству он написал новую симфонию.
Гости об этом были предупреждены заранее, и теперь они с нетерпением ждали начала концерта.
И вот зажжены свечи на пюпитрах, раскрыты ноты, приготовлены инструменты…
Симфония зазвучала… Вдруг… Один из валторнистов отыграл такты своей партии, закрыл ноты, затем сложил свой инструмент, потушил свечу на пюпитре… и ушел! Гайдн, будто не замечая, продолжил дирижировать.
Флейтист сыграл свою партию и тоже закрыл ноты, потушил свечу и ушел.
Никто в оркестре не обращает внимания на то, что уже второй валторнист, а за ним гобоист покидают сцену. Одна за другой гаснут свечи на пюпитрах, друг за другом уходят музыканты…
Что же Гайдн? Неужели не слышит?
Замер последний звук. Погас последний огонек.
И в беспросветно темном зале остался лишь густой запах свечного нагара.Гайдн победил.
Князь понял намек и на следующее утро покинул свою резиденциию, дав музыкантам возможность отдохнуть от служения.
Как же в святой Европе и крепостничество?!
Это что за пропаганда Раши Тудей, Симонян и Соловьева?!
Я б не употреблял слов "крепостной слуга". Мало того, что крепостное право в Европе умерло дв-факто в период с 11го до 15 вв.
Хотя формально во Франции его отменили формально в конце 18го века.
Хайдн бьiл "чиновником поместья". Поетому и ливрею носил, и везде за семьей следовал. Но он бьiл наемньiм специалистом с контрактом, которьiй время от времени пересматривался; так, в очередной раз Хайдн вьiговорил себе право на владение и публикацию своух трудов, тогда как до того все, им написанное, бьiло собственностью Естерхази.
Какое-то сплошное просветительство для тех, кто музыкальную школу не посещали.
Тут это зачем? Кому интересно - лучше сходить послушать.
А история про прощальную у меня есть посвежее.
У нас в ДК был концерт камерного оркестра Третьякова. Исполняли великолепно , их долго не отпускали после основной программы и нескольких произведений на бис , и тогда музыканты вышли , зажгли свечи на пюпитрах и сыграли прощальную .
Пришлось отпустить ).
Не совсем понятно от чего именно устали музыканты.
От того, что долго жили в замке?
«… а в конце всё быстрей, и быстрей, подчиняясь ключу,
Как в «Прощальной симфонии», ближе к финалу, — ты помнишь, у Гайдна
Музыкант, завершив свою партию, гасит свечу?
И уходит…!»
Экая странная вариация.
В музыкалке нам говорили, что так музыканты просили сохранить их ансамбль.
Ленка пенка ★➦Rus• 03.02.22 16:47
Я тоже слышала такую. Но в Википедии пишут о разных версиях, и вроде бы самая распространенная изложена здесь.
Намеки они такие. Их понимают по-разному. Или вообще не понимают. Я бы не уехал)))