Войти | Регистрация
Свежие: анекдоты, истории, мемы, фразы, стишки
Случайные: анекдоты, истории, мемы, фразы, стишки

История №1267198

Ровно 310 лет назад 19 ноября 1711 года родился великий русский учёный-естествоиспытатель Михаил Васильевич Ломоносов. Ему посвящены сотни книг и тысячи статей. Казалось бы, что нового можно найти в биографии такого человека?! Но Ломоносов был личностью настолько неординарной, что сказать о нем последнее слово так до сих пор и не удается.

Наверняка все знают крылатую фразу, уже давно ставшую поговоркой: «Что русскому хорошо, то немцу ― смерть». Абсолютное большинство источников приписывают эту фразу Александру Васильевичу Суворову. При этом ссылаются на воспоминания Фаддея Булгарина, в которых воспроизводится следующий рассказ генерала фон Клугена: «Во время уличных боёв при взятии Праги (пригород Варшавы) в 1794 году русские солдаты, разбив аптеку, уже объятую пламенем, вынесли на улицу бутыль, попробовали, что в ней находится, и стали распивать, похваливая: славное, славное винцо! В это время проходил мимо коновал русской артиллерии родом из немцев. Думая, что солдаты пьют обыкновенную водку, коновал взял чарку, выпил залпом, тут же свалился и умер. Это был спирт! Когда Суворову донесли об этом происшествии, он сказал: «Вольно же немцу тягаться с русскими! Русскому здорово, а немцу смерть!»

За более чем 200 лет этот рассказ отлился в граните, и первенство Суворова никогда не оспаривалось. Каково же было удивление историков, когда совсем недавно выяснилось, что Ломоносов записал в своем дневнике эту же фразу на 41 год раньше. Записал при трагических обстоятельствах и вложил в нее совершенно другой смысл, нежели вкладывал некогда Суворов, а сегодня вкладываем мы. Однако, не будем перескакивать в конец, начнем по порядку.

Прежде всего просветитель России Михаил Васильевич Ломоносов совсем не был далеким от жизни кабинетным ученым, каким его всегда старались и стараются представлять потомки при чинах и званиях. Он умел и постоять за себя, и ладить с сильными мира сего, а к тому же обладал крутым нравом (особенно во хмелю) и невероятной физической силой. Например, в одиночку справился с тремя матросами, которые хотели его ограбить. Одного из них он заставил раздеться догола и принес его одежду домой как трофей. А в апреле 1743 года за дерзкое поведение при академических распрях между «русской» и «немецкой» партиями был заключён под стражу на 8 месяцев. Из прочего можно добавить, что дезертировал из прусской армии и два года скрывался от жены. Но все это, так сказать, в быту.

Зато в своих научных штудиях Михаил Васильевич проявлял исключительные добросовестность и терпение. Его дневниковые записи, которые сейчас назвали бы лабораторными журналами, до сих пор приводят в восторг историков науки своей обстоятельностью и невероятным вниманием к деталям. К сожалению, не все из этих дневников доступны для исследователей. Дело в том, что библиотеке Ломоносова сильно не повезло. После смерти ученого ее целиком купил граф Орлов. Купил и забросил. Библиотека, перемещаясь из здания в здание, постепенно расползлась, и сейчас отдельные книги из нее находят по всей территории бывшей Российской империи. И некоторые из таких находок оборачиваются настоящей сенсацией.

Так в 2020 году в библиотеке университета в Тарту была обнаружена так называемая «тартуская тетрадь» с записями Ломоносова, относящимися к 1753 году и содержащая ранее неизвестные подробности трагической гибели профессора Георга Вильгельма Рихмана – одного из пионеров экспериментов с атмосферным электричеством, по происхождению немца. Вдохновленный опытами члена Императорской академии наук в С.-Петербурге Бенджамина Франклина, Рихман установил на крыше своего дома громоотвод и проволоку от него провел в комнату с приборами, которую сейчас назвали бы лабораторией высоких энергий. Как написано во всех учебниках по физике, 6 августа 1753 во время сильнейшей грозы отделившийся от конца проволоки бледно-синеватый огненный шар взорвался со звуком, подобным пушечному выстрелу, и убил Георга Вильгельма наповал. Но ни в одном из этих учебников не написано, что кроме Рихмана в той же комнате находился Михаил Васильевич Ломоносов. Тем не менее, это однозначно следует из тартуской тетради.

Запись в ней от того же 6 августа начинается словами: «Пишу и за чудо почитаю, для того что мертвые не пишут», не оставляя сомнений в том, что сам Ломоносов действительно был «в тех же точно обстоятельствах и в то же самое время". Эмоциональная преамбула, однако, на этом оканчивается, и ученый переходит к так любимым им фактам. Он подробно описывает результаты опытов до появления шаровой молнии. Затем следует рассказ о гибели коллеги, который вполне совпадает с каноническим. И сразу за этим сообщает, что, когда безжизненное тело профессора Рихмана было убрано, и он остался в комнате один, «вдруг обнаружил воздвижение плоти такой необычной силы, что и припомнить подобное не сумел. Оное не прекратилось по возвращению домой, и усмирить его удалось токмо при содействии камеристки, вслед за этим - супружницы, а после и кухарки. Все три от усмирения сего остались в чрезвычайном изнеможении. Сам же я, - продолжает автор, - был свеж и бодр. В дому стоял крепкий дух наваристых щей отчего сделался зело голоден. Рассудил, что, ежели где-то что-то убыло, то в брюхе прибыть должно непременно, и велел слуге подавать на стол».

Завершает отчет об этом трагическом дне Михаил Васильевич той самой фразой: «Что русскому здорово, то немцу ― смерть?». Но в конце ее ставит не утверждающий восклицательный знак, а сомневающийся вопросительный, как бы спрашивая, истинная ли это корреляция или случайное совпадение, и намечая таким образом новое направление исследований. Кто знает, может быть в 21 веке, веке биологии, принципиально разная реакция у русских и немцев на специфические раздражители найдет строгое научное обоснование.

В заключение хочу сделать несколько замечаний. Во-первых, пусть у читателя не останется впечатление, что Ломоносов был черствым человеком. Он искренне и глубоко скорбел о Рихмане. И не на словах, а на деле: организовал его похороны, выхлопотал для его вдовы достойную пенсию. Просто жажда познания преобладала в нем над всеми остальными страстями. Во-вторых, остается загадкой, почему Ломоносов скрыл свое присутствие при трагическом происшествии. Скорее всего, Михаил Васильевич боялся, что смерть Рихмана может быть истолкована в русском обществе как убедительное свидетельство вреда от наук для России, и постарался сделать ее как можно менее заметной, устранив свое имя из хроники. Как бы там ни было, в день его 310-летия предлагаю всем моим читателям помянуть его добрым словом, а если есть под рукой, то и чаркой водки.

Бонус: несколько старых гравюр, дополняющих эту историю, при нажатии на «Источник».
+262
Проголосовало за – 416, против – 154
Статистика голосований по странам
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
68 комментариев, показывать
сначала новые

Jake 20.11.21 07:50

Да, камеристочка отменна была

+0
ответить

dkurilov20.11.21 05:59

Феерический бред, начиная с описания "шаровой молнии", существующей только в слабоумных мозгах аудитории "Битвы экстрасенсов", и заканчивая описанием приапизма, более нигде Ломоносову не приписываемого.
Более чем вероятно, что коллегу Ломоносова убило обычным грозовым разрядом (не надо было за провод держаться), а Ломоносов просто оказался в том же помещении.

+-1
ответить

Nadine ➦dkurilov20.11.21 19:02

Ну как бы видали люди шаровую молнию...

+0
ответить

dkurilov➦Nadine24.11.21 02:38

Люди чего только не видали, особенно с пьяных глаз...

+-1
ответить

Nadine ➦dkurilov24.11.21 02:49

Не все пьют. Не судите по себе. Я видала. Она летела за нашим автобусом и в проводах взорвалась.

+0
ответить

васька ★★20.11.21 03:22

Вообще-то, фраза про русского и немца была длиньше и начиналась по-другому:"Что немец сделает, то русский не поймёт. Что русский сделает, то немец не поднимет." Но это уже фольклор, не стану приписывать его кому-то конкретному.

+0
ответить

Lich20.11.21 01:39

Головастый мужик был.
https://www.anekdot.ru/an/an1911/o191122;100.html#1

+0
ответить

izya20.11.21 00:23

"Рассудил, что, ежели где-то что-то убыло, то в брюхе прибыть должно непременно...."
Это же закон сохранения!

+0
ответить

комментатор 19.11.21 23:48

Бенджамин Франклин, который упомянут в истории, это тот самый?

+0
ответить

skeptik_zanuda➦комментатор20.11.21 10:31

Он самый, изобретатель молниеотвода

+0
ответить

Попкин19.11.21 22:37

"Вдруг обнаружил воздвижение плоти такой необычной силы, что и припомнить подобное не сумел. Оное не прекратилось по возвращению домой, и усмирить его удалось токмо при содействии камеристки, вслед за этим - супружницы, а после и кухарки. Все три от усмирения сего остались в чрезвычайном изнеможении. Сам же я, - продолжает автор, - был свеж и бодр."

+-1
ответить

dkurilov➦Попкин20.11.21 06:01

Это просто вольный пересказ Луки Мудищева.

+2
ответить

Magneto19.11.21 21:47

Фамилие его обязывает носы ломать.

+3
ответить

Некто Леша ★★★★★19.11.21 17:31

Благодаря истории почитал био Ломоносова и охренел. Он действительно успел почти полгода прослужить прусским рекрутом и более полугода отсидеть российским зэком. Судьбы частые в то время, но для биографии академика такое сочетание редкость. Если бы не смог сбежать из прусской армии, ему пришлось бы воевать с Россией в Семилетней войне.

Но более всего меня поразили его спортивные данные. В ночь на 15 декабря 1730 года 19-летний юноша после ссоры с мачехой уходит из дома, почти без вещей, надев тулуп и прихватив запасную рубашку. В Заполярье! Он шагает в Москву, рассчитывая нагнать недавно ускакавший обоз с мороженой рыбой. Почитал про эти обозы, Холмогоры - Москва. Путь три недели, дистанция 1168 км. То есть более чем 50 км в сутки. И это с учетом того, что приходилось пережидать метели и бураны на постоялых дворах. В погожий день может и 80 км за день делали. А в непогожий пешком вообще лучше из дома не высовываться зимой в этих широтах.

И вот юноша принимается догонять этот обоз пешком. Норма суточного пешего перехода по ровной дороге без снега для армий того времени - 30 км. А если еще и намело сугробов, то тут уж как получится. Но наверно еще медленнее. А вообще предпочитали отходить на зимние квартиры даже в разгар боевых действий. В снегах много не нашагаешь.

30 км - это путь поперек МКАДа через Кремль. Вот возьми сейчас подопытную группу москвичей, разбуди на рассвете и предложи пройти этот путь пешком до заката. Зимой в мороз. Допустим, за 1000 баксов. Многие согласятся, но через час-другой пути у большинства начнутся проблемы - до крови растерлись ноги, отлетела подошва, сил нет идти, промерзли насквозь и так далее. До финиша дойдет может половина, но у них это останется кошмарным воспоминанием на всю жизнь.

Если же предложить им дневной зимний переход в 60 км по занесенной снегом грунтовке или льду рек, тут подпишутся только образцовые спортсмены, и не все из них выдержат. И вот примерно на такой или еще большей скорости 19-летний парень принимается догонять обоз. Догнал на третьи сутки. То есть примерно в 150 километрах от Холмогор. И вряд ли спал за это время - это противоречило бы самой идее догнать обоз.

Но особенного удивления у современников эта прогулка не вызывала. Ну, крепкий парень, это нормально. Среди здоровых 19-летних крестьянских парней, встретивших Великую Отечественную, так смогли бы пройтись почти все. А суворовские армии и более 100 верст переходы совершали.

Но сколь многим это посильно из городского населения? В том числе российского? На месте Михаила Васильевича в погоне з обозом замерзли бы насмерть почти все. Что русскому здорово, то немцу смерть - я думаю, эта поговорка отражает лишь тот факт, что немцы стали в массе горожанами на пару столетий раньше россиян. Что длинный переход на морозе, что стакан спирта, что удар молнией - здоровый организм, выросший на свежем воздухе при активной физической нагрузке, перенесет все это лучше, чем хилый городской. В этом смысле, все мы сейчас немцы.

+1
ответить

Гарик О➦Некто Леша19.11.21 17:47

В возрасте 35 лет зимой я делал 30 км менее чем за 4,5 часа. Даже по шпалам однажды пришлось прогуляться 10 км. Покрыл за два часа. Правда, снега почти не было.

+0
ответить

Юл Липс➦Некто Леша19.11.21 18:03

Всегда умиляло это восхищение которые никакого отношения не имели к тому, за чт потомки некоего гения из прошлого считают гениальным! Пётр I вместо того, что бы создавать разумные законы и формировать работоспособный государственный аппарат, вытачивал тарелочки на токарном станке. И все умиляются - вау! какой Великий Гений!!
Ломоносов шел пешком в Москву, и все - вау! Великий Русский учёный!! Да что конкретно научное о создал-то? Чем велик именно как учёный?

+-8
ответить

Aleks2802➦Некто Леша19.11.21 18:18

А я держал тебя за остроумного. Может зря ?! Про ЛЫЖИ никогда не слыхал? В деревне их внутри дома не держат, в лесных местах стоят копейки, Михаил не из бедной семьи. И, кстати, соображаешь, какая хорошая, накатанная дорога после прохождения зимнего,то есть САННОГО обоза ?

+7
ответить

Эдиссон ★★➦Юл Липс19.11.21 19:40

//Великий Русский учёный!! Да что конкретно научное о создал-то? Чем велик именно как учёный?//

А вы бы прежде, чем возмущаться почитали бы вначале про его труды и открытия. И сотнесли, то что он "создал" с тем веком и то, что он парень из глубинки, практически без начального образования стал академиком.

+4
ответить

Юл Липс➦Эдиссон19.11.21 21:25

//прежде, чем возмущаться почитали бы вначале про его труды и открытия //

Я не возмущаюсь, вот как раз интересуюсь: что конкретно он в науке открыл?? В чём именно его труды (помимо литературных) заключаются?

+-3
ответить

Эдиссон ★★➦Юл Липс19.11.21 21:54

Ну, например - закон сохранения вещества (массы) при любых химических реакциях. При чем, этот закон активно оспаривался всеми ведущими химиками того времени. Куча уничижительных статей, но прав то оказался именно Ломоносов.
Для того времени, прорывная теория, уровня Энштейна с теорией относительности в 20 веке.

+5
ответить

Васька Пупин ➦Некто Леша19.11.21 22:26

50 км в день для 19-летнего парня - это не бог весть сколько.

Армия движется со скоростью самого медленного солдата, к тому же солдаты должны тащить оружие, боеприпасы и ещё много чего. Он же, наверное, шёл налегке: краюха хлеба или сухари в котомке за плечами, и всё.

+0
ответить

Ashmedai ★★➦Юл Липс19.11.21 22:31

А то, что он, фактически, создал первый в России университет - не в счет

+3
ответить

Васька Пупин ➦Юл Липс19.11.21 22:44

Как филолог, написал «Российскую грамматику». Ломоносов выделял в российской азбуке 30 букв, определял восемь частей речи, шесть падежей, десять временных форм глагола, три наклонения и шесть залогов.

Первый предположил, что полярные сияния имеют электрическую природу. «Весьма вероятно, что северные сияния рождаются от происшедшей на воздухе электрической силы. Подтверждается сие подобием явления и исчезания, движения, цвету и виду, которые в северном сиянии и в электрическом свете третьего рода показываются» Следующим был Бенджамин Франклин, который высказал то же предположение в 1788 году, через 23 года после смерти Ломоносова.

В 1761 году открыл атмосферу у Венеры.

В 1759 году (вместе с Иосифом Брауном) открыл, что ртуть может быть в твёрдом состоянии. В следующем году описал её металлические свойства - ковкость, электропроводность - что дало основание причислить её к металлам.

Создал новые науки: физическую химию и экономическую географию. В рамках физической химии изучал стёкла, в рамках экономической географии - экономическую географию России.

До кучи, ввел в науку множество новых слов: «атмосфера», «микроскоп», «минус», «полюс», «формула», «периферия», «горизонт», «диаметр», «радиус», «пропорция», «барометр», «манометр», «эклиптика», «метеорология», «оптика», «вязкость», «кристаллизация», «материя», «эфир», «селитра», «сулема», «поташ». Но это не совсем научное достижение.

+4
ответить

Юл Липс➦Васька Пупин19.11.21 23:17

Ну то есть, много за что хватался, всем подряд занимался, не имея никакой системности. И ничего после себя не оставил такого, на основании чего его последователи создали бы нечто нужное и выдающееся.

P.S.
Особенно умилительно звучит утверждение, что он "создал новые науки: физическую химию и экономическую географию." Как именно он их создал? Провел какие-то фундаментальные исследования и сделал открытия в этих направлениях? Или просто названия придумал, по типу этих ваших "до кучи, ввел в науку множество новых слов"? ))

+-3
ответить

комментатор ➦Юл Липс19.11.21 23:36

Прежде чем обсуждать создал или не создал, расскажите пожалуйста аудитории, что такое физическая химия, какие исследования вы считаете в этой науке фундаментальными, какие в ней сделаны важнейшие открытия. То же самое об экономической географии. Заранее большое спасибо!

+2
ответить

Васька Пупин ➦Юл Липс20.11.21 00:24

Ну, то есть, совершил как минимум крупные, а то и великие, открытия в разных науках.

Очевидно, вам хочется наехать на Ломоносова. Ваша жизнь настолько неинтересна, что вы кажетесь себе значительным, когда пинаете мёртвого льва.

+4
ответить

vvt251 ➦Васька Пупин20.11.21 00:29

Не в науку он ввел множество новых слов, а в русский язык.

Что касается ртути, то открыл, что она может замерзать Браун (на самом деле это и до того было известно, например, в 1734 году наблюдатель метеостанции в Томске конный казак Саломатов сообщил о факте замерзания ртути в его барометре академикам Гмелину и Миллеру).

Ломоносов же, открыл что ртуть может замерзнуть не вместе с Брауном, а после Брауна, проверяя его открытие. Вместе с Ломоносовым этим занялись академики Ф.У.Т.Эпинус, И.Э.Цейгер и аптекарь И.Г.Модель.

Что он наблюдал во время прохождения венеры по диску солнца - неизвестно (при этом что у венеры есть атмосфера покрытая облаками, люди к этому моменту уже знали - диск венеры был хорошо виден в телескопы, а никаких деталей рассмотреть не удавалось, из чего сделали вывод, что это сплошная облачность). Одновременно с Ломоносвым венеру наблюдали 117 экспедиция. В 2004 году во время прохождения венеры по диску Солнца были попытки повторить опыт Ломоносва - не получилось (наблюдали на современных мощных телескопах). В 2012 году, вроде получилось, но только когда смотрели на старых телескопах и наблюдатель смотрел сам через очень слабый фильтр (на пределе болевой терпимости глаза) и зарисовывал то что видит (фотографии делать, в отличие от 2004 года, не пытались).

+2
ответить

vvt251 ➦Васька Пупин20.11.21 00:38

Ломоносов много чего сделал: он организовал университет, организовывал экспедиции, организовал производство, ... .

Но в том, что вым хочется, у него успехов было немного (да и не могло быть: как говорил Ньютон - он стоял на плечах гигантов, а Ломоносову не на чьих плечах было стоять), да и его открытия не оказали влияния на развитие науки.

Почему-то вам хочестя, чтобы человек был великий именно там где вам этого хочется, а реальные достижения не важны.
В результате действительно великие российские ученые остаются в тени, а выпячиваются воображаемые великие открытия, зато в россии "изобрели" радио, паровую машину, паровоз, велосипед, и Иван Грозные изоблел рентген, сказав боярам. что насквозь их видит.

+2
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Aleks280220.11.21 00:39

В воспоминаниях Ломоносова упоминается даже запасная рубашка. Лыжи не упоминаются, хотя они были важнее запасной рубашки для всей этой затеи догнать обоз. Сказано, что он пошел пешком. И это естественно - если человек намерен доехать до Москвы за три недели на лошадях и санях со скоростью более 50 км в день, нахрена ему лыжи? И в самой Москве особенно? Спереть лыжи из родительского дома или у соседей, чтобы настигнув обоз бросить или попытаться кому-то продать?

Конечно, лыжи в тех местах у всех были, но вы попробуйте их изготовить сами. Мысленно подойдите к подходящему дереву с топором, пилой и рубанком. Сколько часов вам потребуется, чтобы из ствола сделать лыжи? Это 1730, никаких фабрик по производству лыж в тех местах не водилось.

+0
ответить

vvt251 ➦Васька Пупин20.11.21 00:47

// Создал новые науки: физическую химию и экономическую географию. //
Хотя бы в Википедию заглянули бы. Экономичесая география началась лет за 200 до Ломоносова. В России этим занимались Кирилов, Татищев и Ломоносов, и именно в этом порядке.

Термин физическая химия был введен Генрихом Кунратом в 1598-м год. Ломоносов упоминал термин "физическая химия", но в смысле отличавшемся от современного. Реально же физическая химия (в современном значении слова), как наука началась в конце 19го века.

+1
ответить

vvt251 ➦Некто Леша20.11.21 00:52

// В воспоминаниях Ломоносова упоминается даже запасная рубашка. Лыжи не упоминаются, хотя они были важнее запасной рубашки для всей этой затеи догнать обоз. //
Леша, обыно упоминается что-то необычное. Если ты вышел из дому взяв запасную рубашке, то это бы стоило упоминания, а в обуви - и так ясно (вышел бы босиком, то можно было бы упоминуть).

// И это естественно - если человек намерен доехать до Москвы за три недели на лошадях и санях со скоростью более 50 км в день, нахрена ему лыжи? //
Так догнать обоз же надо. Я, в классе 8, мог на лыжах в день пройти 40 км (пробовал, прошел, заняло куда меньше, чем целый день). А вот, прошел бы я зимой 40 км за день - не уверен - уж больно по снегу неудобно ходить, даже по плотному.

+1
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Lich20.11.21 15:09

Да, жизненно написано! Но я не думаю, что жители тех мест сильно бухали при Ломоносове. Элементарно не выживешь в том климате. Изредка напивались, конечно, но могучие организмы перемалывали алкоголь. А кто увлекался, элементарно замерзал по пьяни, естественный отбор.

+-2
ответить

Юл Липс19.11.21 14:48

Cтесняюсь спросить, но всё же: а в чём конкретно заключается величие Ломоносова как учёного?

+-6
ответить

Сергей ОК ★★➦Юл Липс19.11.21 14:52

Крупнейший был популяризатор науки, добился открытия университета. Научных открытий не совершал, характер имел прескверный, писал доносы на коллег, тёрся у трона. Но... времена такие были...да? ))

+0
ответить

Юл Липс➦Сергей ОК19.11.21 14:56

Ну то есть, был он никакой не учёный, но пиздабол и жополиз. А во времена Совка его прославили исключительно ввиду крестьянского происхождения.

+-3
ответить

Юл Липс➦Сергей ОК19.11.21 15:04

Да, и наибольший вклад в открытие университета внес вовсе не Ломоносов, а Шувалов.

+-1
ответить

Valentine D➦Юл Липс19.11.21 17:47

В том, что после супружницы он довел до изнеможения еще и кухарку.

+4
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Юл Липс19.11.21 17:58

Университет - это прежде всего самовоспроизводящаяся культура, типа бактериальной. Она лучше всего растет в защищенной от вредоносных организмов пробирке, куда стабильно капают питательные вещества. Пробиркой для университета может послужить и здание рядом с Кремлем, строившееся под наблюдением Шувалова, и помпезная сталинская высотка, одно время такими пробирками были и шарашки лагерного типа. Сейчас предпочитают строить кампусы. Но пробирки все эти делаются ради сохранения и роста этой культуры. Что важнее для истоков МГУ - заказчик первой пробирки и питательной пипетки, или первая плодоносная бактерия? Одно без другого не имеет смысла. Сам вопрос о том, кто внес больший вклад в открытие МГУ, Шувалов или Ломоносов, нелеп. Так ребенок может спрашивать, кто внес больший вклад в его рождение - мама или папа.

+2
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Юл Липс19.11.21 18:03

Прямо как из "Собачьего сердца" реплика, случись профессору Преображенскому упомянуть Ломоносова при Шарикове.

+6
ответить

Юл Липс➦Некто Леша19.11.21 18:06

Мы тут вообще-то тему подняли о том, чем именно велик Ломоносов в науке. Создание университета - это не наука, это администрирование. Шувалов ученым не был, он был администратором. Но даже Вы его признаёте как одного из мама-пап МГУ.
Итак, вопрос прежний: чем именно велик Ломоносов как учёный?

+-3
ответить

Юл Липс➦Некто Леша19.11.21 18:10

//Прямо как из "Собачьего сердца" реплика, случись профессору Преображенскому упомянуть Ломоносова при Шарикове. //

Желаете прямо сейчас получить в ответ упрек в том, что даже в теме про Ломоносова вы не состоянии удержаться от победобесного и восхищения тем, как дидываевале?

+-2
ответить

vvt251 ➦Юл Липс19.11.21 19:20

Он был тем кого а советские времена называли: организатор науки.

+2
ответить

Юл Липс➦vvt25119.11.21 19:41

//Он был тем кого а советские времена называли: организатор науки. //

Да на здоровье! Организатор = администратор. Дело нужное, кто ж с этим спорит? ))
Я о другом говорю: с чего вдруг сейчас его называют "великим русским учёным"???

+0
ответить

vvt251 ➦Юл Липс19.11.21 20:25

Так других русских учёных не было. Так что среди русских учёных того времени великий.
Вообще, называющие его великим учёным обычно ни одной его работы назвать не могут (кроме закона Лавуазье).

+2
ответить

Хехе ➦Юл Липс19.11.21 20:33

Какой же Вы нудный... Это же плеяда великих учёных: Ломоносов, Попов, Циолковский, Калашников. Неужели есть сомнения в их гениальности?!?!

+3
ответить

vvt251 ➦Хехе19.11.21 20:50

Циолковского вы зря в эту плеяду вставили. Это отдельная песня.
У него были свои мысли, правда очень своеобразные. Например, он считал, что земляне прилетев на какую-нибудь планету и встретив там цивилизацию обязаны ее уничтожить.

+0
ответить

Хехе ➦vvt25119.11.21 20:56

Я как бы не сомневаюсь, что у них у всех были своеобразные мысли. Но вот они аж никак не делают их великими. Хотя все зависит от базы сравнения...

+1
ответить

Tarvas➦Хехе19.11.21 21:02

Есть вы частности о Циалковском, и без сомнения про Калашникова. У вас списочек вообще-то странный, если не сказать ущербный. Мечников, Плеханов, Ландау и Капица,Пирогов, Склифосовский, Раушенбах. Нет , вы выбрали этих...

+0
ответить

Tarvas➦vvt25119.11.21 21:03

Да он вообще был ебанутый и полуграмотный,стоит только почитать

+-1
ответить

Хехе ➦Tarvas19.11.21 21:11

Собственно выбирал учёных одной величины

+0
ответить

Tarvas➦Хехе19.11.21 21:12

Теперь понятно, простите, затупил))

+0
ответить

vvt251 ➦Tarvas19.11.21 21:15

Именно - я как почитал, так лысина дыбом встала.

+0
ответить

Aceofspeeds➦Tarvas19.11.21 23:29

А Менделеев где?!

+0
ответить

Некто Леша ★★★★★20.11.21 14:53

*мама передает икс-хромосому, а папа игрек, сильно меньшую.

Папа передает половину хромосомного набора. Y действительно гораздо меньше Х, но это в сущности набор выключателей функций вынашивания и выкармливания, в материнской хромосоме прописанных.

И кстати, если набор генов отца весь доминантный, а у матери весь рецессивный, скажем негр зачнет ребенка голубоглазой блондинке, ребенок родится вылитый отец.

+0
ответить

Hooyax➦Юл Липс19.11.23 23:43

Пиздобол и жополиз - это ты

+0
ответить

finnn 19.11.21 13:54

Прям читаешь, и сомнения обуревают. Рихман точно от молнии умер???

+1
ответить

RichardLionHeart ➦finnn19.11.21 18:46

Ага, прям как в том анекдоте про сдохшую корову и русалку...

+0
ответить

Попкин➦RichardLionHeart19.11.21 22:44

Цитату в студию!

+1
ответить

Aceofspeeds➦Попкин19.11.21 23:26

Держи!

Русское село. Солнечное воскресное утро. Жила себе семья: отец, мать и три сына. Источником их существования была корова, которую за это они все очень любили.

Просыпается утром отец. Дай, думает, пойду покормлю коровку. Заходит в хлев, смотрит – сдохла корова-кормилица! Очень огорчился мужик и от безысходности и отсутствия дальнейшей перспективы взял да и повесился.

Просыпается мать. Дай, думает, пойду сенца задам любимой коровке.

Заходит в хлев, смотрит – корова сдохла, муж повесился – она взяла и сама рядом повесилась.

Просыпается утром старший сын. Дай, думает, пойду покормлю коровку.

Заходит в хлев, смотрит – сдохла корова, родители повесились... Пришел он на речку, сидит на берегу и грустит, думает утопиться. Тут выплывает русалка:

- Я знаю твое горе, старший сын, я тебе по могу... Но... Только если ты меня трахнешь 10 раз.

Старший сын дергался, дергался – 3... 4... 5... все! Не смог больше. Утопился старший сын.

Просыпается утром средний сын. Дай, думает, пойду сенца задам коровке.

Заходит в хлев, смотрит – сдохла корова, родители повесились... Пришел он на речку, сидит на берегу и грустит, думает утопиться. Тут выплывает русалка:

- Я знаю твое горе, средний сын, я тебе по могу. Но... Только если ты меня трахнешь 10 раз.

Средний сын дергался, дергался – 6... 7... 8... все! Силы покинули нашего бойца. Утопился средний сын.

Просыпается утром младший сын – Иванушка-дурачек. Дай, думает, пойду покормлю коровку. Заходит в хлев, смотрит – сдохла корова, родители повесились... Пришел он на речку, сидит на берегу и грустит, думает утопиться. Тут выплывает русалка:

- Я знаю твое горе, Иванушка, я тебе по могу. Все оживут, всё будет даже лучше, чем раньше. Но... Только если ты меня трахнешь 10 раз.

- О, а 20 раз можно?

- Ну, можно, - смутилась русалка..

- А 30 раз можно?!

- Ну.. Попробуй..

- А, это, а 50! 50 можно?!!

- Ну не знаю, ну наверное можно, - бледнеет русалка.

- Слушай.. А ты не сдохнешь, как наша корова?

+3
ответить

Попкин➦Aceofspeeds20.11.21 03:15

Прикольно, спасибо!

+0
ответить

Nadine ➦finnn20.11.21 11:12

Думаете, Ломоносов и его...того?

+1
ответить

Msl19.11.21 13:43

За давностью лет категорически утверждать не берусь , но мне из школьного курса физики помнится , что Ломоносов вместе с Рихманом проводил этот трагический эксперимент. Возможно, Ломоносова вычеркнули позже, но в мои школьные годы от там был.

+6
ответить

Gang➦Msl19.11.21 16:48

Да. Там и картинка была. Помню. Только, по-моему, это было в природоведении. (не уверен)

+0
ответить

Попкин➦Gang20.11.21 03:16

См. гравюры.

+0
ответить

ElenaEPetrova 19.11.21 13:16

Большое спасибо за историю! И отдельное спасибо за гравюры!

+0
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru