История №1259398
Раз в пятилетку любого преподавателя ВУЗа в нашей стране в обязательном порядке ждет череда мероприятий под названием "Курсы повышения преподавательского мастерства". В течение нескольких недель - нужно каждый день прослушать по три лекции, "что-то там про педагогику".
Т.е. сотрудники факультета повышения квалификации преподавателей (сами никогда ничего студентам не преподававшие в принципе за всю свою жизнь) начинают седовласым (и не очень) преподавателям и профессорам рассказывать, как им (преподавателям и профессорам) лучше общаться со своими студентами. Рекомендации оных сотрудников ФПК актуальны для процесса преподавания в современном российском ВУЗе не больше, чем решения XXV съезда КПСС для подъема сельского хозяйства в Нечерноземье в 2021 г.
На одной из прослушанных лекций преподаватель, кандидат педагогичесих наук, мне, доктору наук, начала рассказывать, как я должен учить студентов-пятикурсников, с многочисленными ссылками на работы некоего академика от педагогики.
После пятого упоминания его фамилии я залез на смартфоне в интернет, нашел его упоминание в Вики. Оказалось, что он был славен преимущественно своими научными работами по теме "предотвращение второгодничества у школьников младших классов".
Работы эти были изданы аж в 1967 году(!).
Кстати, характерно, что сам он в школе не работал учителем НИ ДНЯ - сразу после универа стал преподавателем, потом деканом, потом проректором в педагогическом институте, потом был избран в АПН.
Почему именно этого "видного исследователя второгодничества у младших школьников" сейчас нам продвигают в качестве авторитета для обучения студентов-дипломников - Аллах их ведает...
Лично у меня каждый раз после такого "курса педагогического мастерства" создается впечатление, что педагогика - это лженаука, а-ля алхимия или астрология.
Утро вечера разумее..
И я был не прав, и автор не прав. Исхожу из следующего; если я пользую человеческую слабость над которой смеялись ещё задолго до нашей эры, то чем уж оно отличается от учения "как привить внимательность и интерес двоечника к предмету"?
Проблема в человеке. А человек не изменился за две тысячи лет. Иначе и книги Аристотеля давно бы не упоминались.
Просто автору достались уже частично отсеянные ученики. Ещё на уровне школьных экзаменов.
Но спроси его откровения - скольких он бы выпер за дверь и никогда не впустил обратно, будь его воля?
А он бы выпер будь его воля.
Как в прошлом объект изучения (по той книге) по причине неуспеваемости, объяснить её могу лишь ленью и равнодушием учащих меня учителей.
Ну вы же, вы тут все, ведь как-то научили меня русский язык писать? А?
Как-то вы этого добились?
И заметьте, совершенно для себя бесплатно. Значит дело не в вознаграждении за труды?
А? То-то же
Кто умеет, тот делает; кто не умеет, тот учит других.
Б. Шоу.
Кто не умеет учить - учит как учить.
Дополнение студентов МГПУ им. Ленина
С первой строкой я хотел согласиться, но посмотрел она не ваша. А с Б. Шоу я здесь не встречался. Но вот третья строка заинтересовала. А когда они научили как учить тех кто учит, как те кто учит после этого учат? Ну просто для саморазвития хотел узнать.
Ага, история поинтересней. Видишь тут какая хрень НМ и ты и он пользуетесь викой, но он видимо это сообразил раньше тебя, поэтому и преподает тем, кто пользоваться начал позже.
Читал, читал, пока не упал лицом на клавиатуру. При соприкосновении понял, что уснул. Такой мути в комментариях я еще не встречал. Пойду твою историю почитаю. Если там все так же мутно, лучше спать. А то я себе все лицо так разобью нахрен.
perevodchik ★★• 27.10.21 22:14
Не знаю, кто у кого этого набрался, но я в Америке проходила точно такие же курсы "повышения квалификации". Работала я тогда в вечерней школе, учила взрослых. Преподавали нам университетские профессора, которые вроде как на этом специализировались, разрабатывали всякие-разные теории, писали статьи и книги о том, как же следует учить именно взрослых людей и именно в вечерней школе...
Времени они у нас отняли немеряно - у меня почти целый учебный год не было выходных.
В результате у слушателей осталось глубокое убеждение, что никто из них не только вечерней школы, но и взрослых людей никогда в глаза не видел.:)
с тех пор, как отменили розги, педагогика стала ...тем, чем она стала
Ох, если бы вы знали как трудно пробить дополнительные вливания денежных средств в учебное заведение. Вот и придумывают в бюджете пункты не вызывающие у аудиторов подозрения.
Платону в его Академии легче было. Сколько бы патрон не отпустил, спроса за расходованием не было.
И ещё, с той поры как узнал первоначальное значение слова "педагог", в том, его др.греческом значении, и оно, и остальные производные этого слова вызывают только улыбку.
Ну, вы понимаете о чем я.:))
>>>Лично у меня каждый раз после такого "курса педагогического мастерства" создается впечатление, что педагогика - это лженаука
А, что, разве кто-то сомневается?
Согласен. Нынешняя отечественная отрасль "педагогика" вполне сойдёт за лженауку. Большинство нынешних "дохтуров" пед. наук - просто отстой, удачно защитившийся в период 90-е - нулевые. Они даже не знают, что такое эксперимент, в их опусах можно такое встретить под названием "педагогический эксперимент", что вполне подошло бы для камлания шамана: кроме перечня неудобоваримых предложений (заклинаний) ничего по сути своей нет. И вот это вот недоразумение от педагогики со всем своим апломбом "дохтура"- "акапедика" начинает гнобить нормальных преподов тем, что они, типа, педагогики не знают, и преподавать "правильно" не умеют. Ну и попутно постоянно жалуются в ректорат на прогулы слушателей. Только к науке педагогике это не имеет отношения. Педагогика - наука, такая же как физика или математика.
Педагогика - это, если и наука, и я б ее так даже не называл (да, у самого образование, в частности, преподавателя физики), но для целей дискуссии - пусть, экспериментальная, сродни медицине. Попробуем. Работает? Будем применять. Не работает? Не будем. Ага, оно работало, но через 10 лет выяснилось, что оно дало отрицательные эффекты. Не будем. И т.д.
В конечном счете, алхимия стала химией, астрология - астрономией, и даже медицина, при всей своей склонности к знахарству, тоже, все же, стала использовать научные методы. Педагогика же - пока что лженаука, ибо то, что считается поравильным или нет, является результатом политики, текущих нравов в обществе, религии или ее отсутствия, феминизма или патриархальности, осуждения или одобрения каких-то спорных вещей (гомосексуализм/смена пола) и еще много чего.
За всем за этим забывается как-то то, что нужно развивать умение обучать научным дисциплинам, причем даже это может (как вот сегодня кое-где у нас уже; надеюсь - временно) ставиться под сомнение.
Есть еще народная педагогика - вся интеллигенция начинает сходить с ума от Никитинских экспериментов и т.д. Кто не смотрел - гляньте на судьбу детей. Делать из детей вундеркиндов - идиотизм, но всем же хочется, чтоб их ребенок в 9 лет в МГУ....
Поэтому она, педагогика, была, есть и еще долго будет лженаукой. А те хорошие учителя, которые просто умеют научить своему предмету - их всегда было меньшинство, и они особенно не заморачиваются последними нововведениями и модой.
Васька Пупин ★➦Морж• 27.10.21 23:33
Ну я глянул на судьбу детей Никитиных:
http://nikitiny.ru/deti-nikitinyh
Ничего страшного с ними не случилось, и они тепло отзываются о родителях.
НМ ★★➦Васька Пупин• 27.10.21 23:53
Я тоже освежил в памяти. Все там нормально у детей, хотя никто из них своих детей не начал учить до школы.
Морж➦Васька Пупин• 28.10.21 00:11
Ну, начнем с того, что никто из них своих детей раньше в школу не отправил.
Жили, как под микроскопом.
И, главное - а чего добились? Они сделали вполне заурядные карьеры. Куда лыучшие достижения, которые так же звездными не назвать, есть у детей из традиционных семей, где в школу ходили как все, в вуз поступали, как все. И жили, как все.
Дети, если их не избивали и не морили голодом или занимались с ними инцестом, не будут ненавидеть своих родителей. Но определенные счета тем из них, кто пытался делать из них супердетей, они, обычно, даже если не вслух, могут опредъявить.
Скажем так, меня в детстве заставиили перескочить через один (слава БГ - всего один) класс.
Мало того, что я потерял лето, ладно. Но я, и без того, в общем, невеликих размеров, физических данных и т.д.л, оказался в классе с детьми сттарше меня на год, в среднем. Могу честно сказать, выработке навыков социализации это способствовало довольно плохо. А драться приходилось чаще.
Я вообще против кардинальных смен принципов воспитания, быстрых и резких. Ребенок же не может возразить. Более того, ему может нечто и понравиться. А потом получится, нравилось потому, что требования были снижены.
Васька Пупин ★➦Морж• 28.10.21 01:29
> Скажем так, меня в детстве заставиили перескочить через один (слава БГ - всего один) класс.
Мало того, что я потерял лето, ладно. Но я, и без того, в общем, невеликих размеров, физических данных и т.д.л, оказался в классе с детьми сттарше меня на год, в среднем. Могу честно сказать, выработке навыков социализации это способствовало довольно плохо. А драться приходилось чаще.
Да, раннее формальное обучение (отдача в школу раньше других, перескакивание через классы) - плохо. Об этом и дети Никитиных тоже говорят.
> Дети, если их не избивали и не морили голодом или занимались с ними инцестом, не будут ненавидеть своих родителей. Но определенные счета тем из них, кто пытался делать из них супердетей, они, обычно, даже если не вслух, могут предъявить.
Никто из детей не говорит что-то вроде "мои родители были хорошие люди, но то, как они воспитывали нас - было ошибкой". И не то, чтобы они некритично относились к родителям - раннее обучение многие из них критикуют, и считают, что внимание прессы им мешало. Но в остальном, и в целом, они считают воспитание их хорошим и правильным.
> И, главное - а чего добились? Они сделали вполне заурядные карьеры. Куда лыучшие достижения, которые так же звездными не назвать, есть у детей из традиционных семей, где в школу ходили как все, в вуз поступали, как все. И жили, как все.
А они должны были стать гениями? Системы, чтобы штамповать гениев, нет. У детей из обычных семей бывают куда лучшие достижения, а бывают и куда худшие. Если взять случайную выборку из 7 детей, то кто-то из них сопьётся, свяжется с преступным миром и т.д. Как для выборки из 7 детей - результаты очень хорошие.
Serge712➦Васька Пупин• 28.10.21 03:21
Почитал о судьбе детей Никитиных - а они точно развитием занимались? Половина из них пошла а разные техникумы. Развивались настолько, что не смогли поступить в престижный институт? Ранее развитие и библиотечный техникум. К чему эти все хлопоты, если в результате они оказались самыми средними людьми. И это их ещё не так уж сильно напрягали.
НМ ★★➦Serge712• 28.10.21 03:30
Какой техникум? Один сын в Англию уехал, работает инженером. Наверное, после кулинарного техникума?
энпин➦Васька Пупин• 28.10.21 03:32
А я была у Никитиных. Представляете?
В Болшево. Зимой, в феврале. У меня теория педагогики на первом курсе была. На лекции преподаватель про них рассказывала... Я увлеклась, вызвалась по Никитиным курсовую писать. Меня к ним послали в научную командировку. Ха-ха. Мне самой было 17 лет. То еще приключение. Если не ошибаюсь, я была чуть ли не первой ласточкой, приехавшей к ним из провинции.
Меня оставили на ужин. Сам Никитин крышу на сарае чинил со страшими. Они там по всем законам физики чертили чертежи той крыши, а мама была на работе. Приходит и говорит детям:
- А ну-ка отгадайте, что я купила. Самое вкусное на свете! И самое дорогое!
Тут малышня завопила, как самые обычные нормальные дети: Мороженое! Пирожное! Тортик! и прочие вкусняшки.
А она им отвечает, что никто не угадал. И буханку хлеба на стол положила.
Впечатлила и меня тоже. До сих пор помню.
Почему после кулинарного техникума? После пединститута. Учитель физики. Где он переучивался на инженера непонятно. Это один, самый успешный. Остальные: одна из них работает медсестрой, другая закончила библиотечный техникум, один закончил механический техникум, другой закончил химико-механический техникум, потом уже институт. Почему то они все шли именно в техникумы. Вполне себе средние или ниже среднего карьеры.
Васька Пупин ★➦Serge712• 28.10.21 04:47
Один закончил пединститут как учитель физики, но работал инженером-разработчиком электронной аппаратуры, потом инженером-консультантом по разработке электроники. Где он переучивался на инженера, я не знаю, но факт, что успешно переучился.
Второй закончил химфак МГУ (до этого химико-механический техникум). Сейчас - работает зам. нач. производственного отделения.
Третья закончила юрфак МГУ (до этого педагогическое училище). Сейчас - заместитель руководителя юридической службы в крупном акционерном обществе.
Четвёртая - образование медсестры, ей и работала. Потом пришлось перейти на более высокооплачиваемую работу (логистик в транспортной фирме).
Пятая - образование не указала, журналист, работает в пресс-службе крупного предприятия.
Шестой - закончил действительно техникум. Калининградский механический техникум по специальности «Летательные аппараты». Это где готовят инженеров для проектирования космических кораблей. Но окончил он его аккурат к началу 90-х, когда космос, как и всё остальное, разворовывали, и стал телеоператором и телевизионным режиссёром. Его карьеру, пожалуй, можно назвать не особо удачной: хотел делать ракеты, стал телеоператором. Но виноват распад СССР.
Седьмая - с детства хотела стать мамой, ей и стала. У неё 10 детей. Закончила библиотечный техникум. Не вижу смысла девочку, которая хочет быть домохозяйкой и мамой, насильно пихать в карьеризм, хотя некоторые феминистки со мной и не согласятся. Она успешно реализовалась в той области, в которой хотела реализоваться.
Почему они сначала поступали в техникумы? Из-за раннего обучения: школу они кончали в 14-15 лет, а учиться в университетах с 14 лет не хотели и правильно делали. Поэтому сначала в техникум, а потом, если получится, в университет.
Васька Пупин ★➦Serge712• 28.10.21 04:50
Достижение их в том, что у всех не менее 2 детей, а у многих и больше (до 10). Они все генетически успешны. Тут важно ещё то, что в России фертильность (количество детей на женщину) слишком низкая: всего 1,5. Об этом говорил сам Путин, как и о необходимости её повысить.
Некто Леша ★★★★★• 27.10.21 17:23
Еще Ландау или Капица делил науки на естественные, неестественные и противоестественные. Гуманитарка вся относится к последним двум категориям, но педагогика - истинный венец ее, плод противоестественного соития неестественных сущностей. Нас, например, учили по Песталоцци. Прозвище маньячки, задолбавшей нас этим Песталоцци по сто раз на каждой лекции, легко сообразить.
Эйнштейн был теоретиком, глубоким. Он НИКОГДА не проверял на практике свои расчеты и формулы, за него это делали другие. Однако его помнят, чтут и уважают. Аналогично с Циолковским. Так что - теория без практики слепа, практика без теории безнога.
А по делу самое страшное - это попасть на лечение вот к такому "теоретическому врачу". Последний раз он пациентов в ординатуре видел, а потом - статьи, конгрессы, публикации, но это все теоретически, по отчетам других
Некто Леша ★★★★★➦kamakama• 27.10.21 17:35
*Так что - теория без практики слепа, практика без теории безнога
Глубокая мысль! Вот еще глубже: практик без теории может быть слеп, глух, глуп или недостаточно сертифицирован, но есть в нем высшая благодать - он не рукожоп, как типичный теоретик.
kamakama ★➦Некто Леша• 27.10.21 18:00
Знаете, а вот в Германии (да и в США тоже, но для некоторых инженерных специальностей) есть четкое разделение обязанностей. Рабочий-электрик, скажем, никогда не будет делать проект. Инженер-проектировщик - никогда не сможет его сделать, ибо у него нет допуска и все знания он переносит через бумагу. Хорошо это или нет, по сравнению с советской школой, где инженер - и станок придумает, и детали для него выточит, и соберет, и техкарту напишет и работать на нем сможет - большой вопрос, особенно с точки зрения реальной практики. Ну научили первокура токарке, а к выпуску он половину забудет, а без навыков проиграет 100% обыкновенному выпускнику технаря. Но время и деньги то уже потрачены.. Пока деньги были бюджетные - это никого не волновало, но как только начинаешь платить из своего кармана - сразу учишься хорошо считать - а нужно ли мне то, что я сразу забуду? А если мне нужна токарка, то я не туда пришел
ПионЭры➦kamakama• 27.10.21 21:46
оссподи! хватит уже про уважение к Циолковскому. Читайте уже первоисточники - или бредил полубезумный старик, или списывал.
kamakama ★➦ПионЭры• 28.10.21 08:59
Ну тогда Ньютон списывал у Кеплера что ли? Ведь формулу тяготения он выводил непосредственно из законов, открытых за 100 лет до него
спросил знакомого Д.Н. - почему не преподаете? Столько знаний пропадает
- не хочу. я знаю кто там учит, я знаю кто там учится
Меня, слава Богу, устраивают студенты, которые ко мне приходят. Умнейшие ребята. Если бы ни они, давно бы бросил преподавание - платят копейки. Еле хватает, чтобы оправдать поездки на такси на мои лекции на другом конце Москвы раз в неделю. Но когда еще приходится слушать всякие перлы теоретической педагогики от "грозы второгодников 1967 гола", начинает просто подташнивать.
Некто Леша ★★★★★➦НМ• 27.10.21 17:40
А что за концы Москвы? Не сыграть ли нам партию в бадминтон или не покататься ли на великах по случаю локдауна? Может, мы вообще где-то рядом. Моя почта открыта в профиле.
НМ ★★➦Некто Леша• 27.10.21 17:57
Леша, я в Москве живу с 2004 г. Спасибо за приглашение, но подождем спада смертности-заболеваемости. До тех пор стараюсь ограничивать общение.
Некто Леша ★★★★★➦НМ• 27.10.21 19:43
Хм, с меня и лечебную сыворотку уже сделали. Антитела в крови зашкаливают, дважды привит, ковид перенес бессимптомно, никого из близких не заразил - сами переболели через несколько месяцев. Ни офис рядом с Кремлем, ни сотни нечистоплотных, но ответственных людей, которые так и не научились мыть руки после унитаза, но так и не разучились жать руки всем кому не попадя - ничто не помешало мне остаться в живых в эпицентре пандемии. Возможно потому, что я заканчиваю поразительную книгу. Автор HM опасается встречи со мной как с возможным источником заразы. Вообще не зная о том, что я сейчас на удаленке и свой круг общения ограничил до пустого фитнес-центра. Но если человеку нравится опасаться, ну так и пусть сидит без разговора и бадминтона со мной, и без совместных поездок на великах :)
НМ ★★➦Некто Леша• 27.10.21 20:35
Без обид - на мне сейчас пожилая родня, хотя и провакцинированная, но там уже столько проблем со здоровьем, что вот только коронавируса сейчас нам и не хватало...
Сейчас практически через день кто-то из московских знакомых сообщает о смерти родни, такого раньше не было...
К январю - февралю, думаю, в Москве все постепенно рассосется, да и я дополнительно привьюсь...
А фамилию грозы второгодников не называете из жалости?
Вы ещё про педмастерство не слышали, наверное...
Вылетело из головы. Вице-президент АПН до 1987 г. Сейчас поищу.
Бабанксий Юрий Константинович. В школе не работал НИКОГДА.
"Разработал теорию оптимизации обучения как научно обоснованного выбора и осуществления варианта процесса обучения, который рассматривался с точки зрения успешности решения задач и развития, образования и воспитания учащихся. Оптимизацию интерпретировал как один из аспектов общей теории научной организации педагогического труда. Предложил систему конкретных рекомендаций по выбору эффективных форм и методов предупреждения неуспеваемости и второгодничества, основанную на всестороннем изучении причин неудач школьников"
Наверное, этот академик типа того дедушки, который нигде не учился, гордился отсутствием высшего образования и всю жизнь научный коммунизм в вузе преподавал (о нем тут рассказывали).
beglets➦Некто Леша• 29.10.21 00:21
<...с меня и лечебную сыворотку уже сделали...>
Вот не надо! Эдак все лисапедистами-самокатчиками станут!
а вас рабсилу не спрашивают. Сказано слухать, сидите и слухайте.
А не станете слухать, я с вас спрашивать начну.
Кажды зарабатывает свой кусок хлеба как умеет. :))
Да, а за открытие темы + :))
То ли ещё будет! Как Вы думаете, пройдёт переправленная под свои нужды перепечатка работ 1967 года проверку на плагиат? Ну, во-от...
Старый как дерьмо мамонта• 27.10.21 14:33
Алхимия не лженаука. С помощью коллайдера уже сейчас можно из одного элемента делать другой. А тут ещё на подходе холодный ядерный синтез, точнее понимание того, что он давно и незаметно происходит в пищеварительной системе многих живых существ, включая человека.
Ost➦Старый как дерьмо мамонта• 27.10.21 14:41
Теперь буду бояться пукнуть вдвойне! Мало ли...
Гаа! ++ А то пукнешь аккуратненько ночью под одеяло, и на тебе, утром звонок - Нобелевку за контролируемую термоядерную дали!
Эдиссон ★★➦Старый как дерьмо мамонта• 27.10.21 19:26
//А тут ещё на подходе холодный ядерный синтез, точнее понимание того, что он давно и незаметно происходит в пищеварительной системе многих живых существ, включая человека.//
И чего вы там на досуге насинтезировали?)) Приз в студию - золотая какашка!
А если серьезно, не путайте химические реакции с термоядерными.
Вас то хоть на курсы по профилю отправили. У жены на работе решили ради повышения собственного ЧВС и, чтобы деньги на сторону не платить, создать собственный ФПК (факультет повышения квалификации), куда в обязательном порядке раз в год отправляют всех преподавателей. Проблема только одна -- вуз технический и все курсы в духе "Физика процессов в металлообработке", "Новые технологии в робототехнике" и т.п.
И куда податься простому преподавателю физкультуры?
И какой же у меня это "профиль"?
Меня, до того, как доверить мне обучение аспирантов по МОЕЙ специальности (по которой у меня докторская, десятки статей, участие в трех десятках конференций по всему миру), никто ПЕДАГОГИКЕ специально не обучал. Жалоб на мое обучение ни от кого не слышал за 20 лет. И зачем мне теперь знать, что "лекции могут проводиться в больших группах и малых", "чем отличается проективное обучение от проективного образования", и еще много чего "интересного и полезного"?
Вам просто "повезло" с лектором. Хотя в вузах для преподавателей не является обязательным знание основ педагогики, но иметь представление об общих принципах работы с залом, организации занятий должны. В принципе считается, что студенты -- взрослые люди и способны воспринимать знания независимо от квалификации преподавателя. Но в большинстве случаем лекторам, если только они заинтересованы в результате, приходится учиться на собственных ошибках, чтобы заинтересовать студентов, а не тупо начитывать материал...
Можно иметь много научных трудов, заниматься серьезными исследованиями, но не уметь связать двух слов с кафедры.
Их там пятеро таких лекторов, если чо. И с каждым нам "повезло" (в зале 60 душ слушателей, кандидаты и доктора наук, с педагогическим стажем лет 10 минимум).
Если эти лектора нам с пеной у рта рассказывают, что мы ОБЯЗАНЫ заинтересовать студентов своим предметом, но им самим никак не удается заинтересовать СВОИМ предметом нас, их "студентов" - о чем вообще речь? Получается, мы должны слушать лекции заведомо профнепригодных преподавателей.
Худа-бедно, меня на моих лекциях слушает процентов 80 студентов, понимает, о чем я говорю - процентов 60 (отвечают впопад, если поднять на лекции и спросить).
Абстрактную тягомотину наших "пердагогов" слушает не более 10% зала...
Типа, это я должен им лекции читать про педагогику, а не они мне.
А так, по большому счету, я бы и не против послушать умного педагога, который подсказал бы, как мне повысить свое педагогическое мастерство. Желательно не ссылаясь при этом на труды "видного борца с второгодничеством в начальной школе", изданные 50 лет назад.
"И куда податься простому преподавателю физкультуры?" - в профильный ВУЗ, типа Лесгафта?
Не пущают. Точнее только за свой счет и курсы в сторонних вузах не признают как ФПК.
Некто Леша ★★★★★➦НМ• 27.10.21 17:52
Меня лично никогда не беспокоили требованиями повышения педагогической квалификации, хотя случилось преподавать однажды в российском вузе, в конце нулевых. Правда, я был деканом и директором всяких новых сущностей, за преподавание взялся добровольно, как повод познакомиться со студентами. Работа аццкая это преподавание, скажу я вам, каждый день твоя честь на кону, если вышел не готовым или скучным. Полторы пары в неделю вымотали меня больше, чем вся остальная работа вместе взятая. Но реально восхитительно, если ты смог потрясти студентов и научить их чему-то полезному, чему мало кто научить сможет.
НМ ★★➦Некто Леша• 27.10.21 18:01
Еще бы деньги платили как в западных вузах... А так возиться я со студентами/аспирантами люблю, но в наших условиях это все - "суета бескорыстная", по определению Гарина-Михайловского (прекрасный рассказ "На ночлеге")...
НМ ★★➦Некто Леша• 27.10.21 18:03
Я начал преподавать лет 15 назад, лет 6 меня как совместителя не беспокоили придурочными курсами... А потом как пошло...
А вы руку поднимите и так и спросите!! Тролль вживую - тролль вдвойне!!
//И зачем мне теперь знать, что "лекции могут проводиться в больших группах и малых", "чем отличается проективное обучение от проективного образования", и еще много чего "интересного и полезного"?//
О-о, это вы ещё на курсы по вождению не ходили. Подарили мне на ДР как-то сертификат на экстремальное вождение. Там теория вначале. Меня, водителя с более чем 30-летним стажем, поездившим в своей жизни от Запорожцев до КАМАЗа и БТР с танком, учили на словах, как правильно держать руль и с большим апломбом объясняли, что руль служит для "поворота налево и направо, а также в другие стороны". Я там ржал и прикладывался над молодыми преподавателями пока меня не выгнали. И даже деньги вернули после скандала, ибо нехуй.
На курсы вождения хаживал. Вот если бы Вас заставили слушать про функции руля, колес и тормозов каждый день по 5 часов кряду, в свободное от основной работы время, и так два месяца подряд, а потом нужно сдавать зачет под угрозой недопуска к работе - это было бы похоже...
Это жёстко! Особенно зачёт для практика, которому необходимо сдавать абстрактную теорию людям, не имеющим реальной работы со студентами. Тут я вас понимаю. Вообще не могу нормально воспринимать дилетантов, которые пытаются учить.
Советник ★★➦Некто Леша• 28.10.21 07:03
Я именно чтобы мозги потренировать изредка читаю лекции и веду пару дипломных работ.
То ещё развлечение… но бодрит!))
Советник ★★➦НМ• 28.10.21 07:20
Мне кажется, что с определенного уровня «умения преподавания», рост возможен не от того, что тебе кто-то расскажет сверхумное, а когда ты общаешься с людьми, знающими больше тебя тебя в соседних направлениях, ловишь какие-то нюансы и вплетаешь их в своё преподавание. Как-то так.
Я ни разу не педагог, лекции студентам читаю два-три раза в год, для разминки мозгов, чтобы самому взбодриться.
Однажды выступил на конференции студентов-молодежи, и был приглашён читать краткий курс в «далеко неоднозначной» Высшей школе экономике)) одним из выступающих, деканом оттуда)). Отказался смущенно, (нахуй надо, мол))).
А сейчас приятель Никита ее возглавил…вот тут я задумался, есть пара проектов, которые я бы возглавил - есть понимание и путь решения, нужны разработчики.
Похоже, пару лет можно позаниматься преподаванием и проектной работой…))
Некто Леша ★★★★★➦Советник• 28.10.21 12:18
Тут еще и тренировка радиуса ауры возможно, ну или как эта хрень называется - когда первые ряды слушают тебя внимательно, ловя каждое слово, и молниеносно реагируют на твои вопросы, средние уже слегка сонны, а задние заняты вообще своими делами, если аудитория большая.
Я этот радиус ощущал почти физически, и он был динамичен - напрямую зависел от моего жизненного тонуса, насколько я выспался, жизнерадостен, обуреваем креативом, ну и главное - насколько мне есть дело до каждого в этом зале. Ощущал себя эдаким фонарем с батареей переменной мощности - то меня метров на пятнадцать хватало, то всего на пять.
Деятельно учитывал - занятия свои назначал на утро, но не самое раннее, и охотно двигался по всей аудитории, если она была большая, бомбя задние ряды с наибольшей интенсивностью, как отдаленные глухие провинции неспокойной империи.
Очень помогали микрофон и большой экран - такое ощущение, что студенты это типа птиц, по-настоящему просыпаются только на громкий звук и яркий свет.
Но довольно быстро понял, что тренировать свой собственный голос без всяких усилителей гораздо полезнее для собственного самочувствия - где еще порявкаешь от души в большом городе?
А еще - что мне психологически приятнее аудитория до 30 человек, где я лично знаю каждого и внимательно слежу за их успехами, чем большие залы. И что мне интересен интерактив. В общем, для занятий я выбрал формат заседаний ректората, мне более привычный. Но с другой рассадкой - я понял, что раз мир окончательно втянулся в вирт, нефиг студентам пялиться в свои телефоны - во-первых, я не вижу, что там на экранах происходит, а во-вторых, незачем им портить зрение. Разбил на малые группы и перевел занятия в компьютерный класс с толстым ковровым покрытием, обзавелся туфлями на мягкой подошве и ходил, как тов. Сталин, за спинами студентов, поминутно переходя от речи на весь класс к вопросам конкретным жертвам, тщательно выбранным.
Но в общем понял в результате этих развлечений главное - быть хорошим преподавателем это большой талант и подвиг, мне непосильные. Зато быстро перезнакомился со всем первым курсом своего факультета, что для декана считаю важным. Ну и вообще будилка конкретная в начале дня - провести свое занятие.
Всем мы выщли из СССР. Но некоторые не совсем вышли. А там все эти "науки" с приставочкой МЛ (марксистско-ленинская) были ещё той смесью схоластики с лизоблюдством. Любая алхимия рядом с ними - стройная и строгая наука.
Один, вполне состоявшийся научный сотрудник, тоже любил рассказывать , как он крут в преподавании . Особенно напирал на свой опыт в науке. В какой-то момент в силу необходимости , год отходил на серьезные курсы по методике преподавания.
Больше он не рассказывает про то , насколько он замечательно может преподать другим то, в чем сам неплохо разбирается , зато часто рассказывает, насколько лучше стали усваивать материал на его занятиях.
Либералов там вообще нет, судя по всему, если для них главный авторитет - почивший в Бозе в 1987 г. "гроза второгодников"...
Я Вас разочарую - идиоты прекрасно плодятся сами. Вот с умными у нас всегда проблемы...
Alexander_A ★➦Fyl• 27.10.21 17:17
Либералы в минобре?
Да почти во всех странах это гнездо махровых консерваторов!
НМ ★★➦Alexander_A• 27.10.21 17:19
Да, помню попадью - нашего министра образования... Она тоже была "либералом"?
Fyl➦Alexander_A• 27.10.21 18:26
Но не в России - Сорос постарался. По программе это тоже заметно.
Сорос уж лет 15 как запрещен в России. Предпоследний министр, Васильева, учитель пения, специализировалась на роли РПЦ в ВОВ, преподавала в семинарии. Теперь она президент АПН. В чем роль тут Сороса - непонятно.
Если Сорос запрещен, а Единый учебник истории, требуемый президентом, так и не выпущен, то по чьим учебникам сейчас учат историю в России?
Все вопросы к попадье, доктору исторических наук, специалисту по церковному пению. Она уже три года за это отвечает, никак не напишет.
Путин их ставит и ставит, одного за другим. Никто почему-то правильного учебника не пишет, только неправильные, за что Путин их опять снимает, уже в который раз...
Джае не знаю, может всю систему пора менять?
- Бабуль, а кто такие гуманитарии?
- Не знаю, внучОк. Раньше их дураками звали.
(Анекдот)
А Вы, пардон, доктор каких наук? А то из жизненного нонсенса сделать настолько странный и нелогичный вывод в последней фразе - это нужно суметь.
И да, практика важна. Но и логика тоже. ;)
Dimas ★➦Nik Ita• 27.10.21 13:50
Есть масса докторов наук, которые подитоживая жизненный путь лет за 30 пишут диссертацию на тему "диссертация по химии". Ну или любой другой науке. Просто насрбирав в кучку все, чем когда-то позанимались.
Но гонору - Эйнштейн отдыхает.
Alexander_A ★➦НМ• 27.10.21 17:16
Вы правы, он описал кандидата наук. Доктор становится тот, кто раздал задание нескольким соискателям, которые таки защитились.
Некто Леша ★★★★★➦НМ• 27.10.21 19:15
Доктора педагогических наук со мной пересекались в жизни во множестве, и просто рок какой-то - все они на мой взгляд были ярко выраженными фриками, до единого.
Однажды мой друг решил стать доктором педагогических наук, поскольку ушел в новую для России в 90-х тему - создание электронных курсов, LMS, учебные мультимедиа, организация эффективного обучения на удаленке - ну в общем вся эта фигня, которая сама ворвалась к нам всем в 2020.
Как визионер, он четко понимал еще в начале 90-х, что за этим будущее, в которое рано или поздно вползет все человечество и его высшее образование, хотят они этого или нет.
Как автор грантовых заявок, он победил в нескольких грантовых конкурсах на эту тему и деньги добыл на реализацию своих мечт.
Как восхитительный собеседник по большим идеям, он сумел сделать ректора своим энергичным сторонником и получил значительную поддержку ректората в виде как внебюджетных средств самого университета, так и выделенных помещений, компьютеров и прямых указов факультетам - да, ректорат считает, что это важное направление, следует к таким-то срокам сделать то и это.
Как просветитель, Игорь Авенирович Морев охотно общался со множеством преподавателей всех этих факультетов, объясняя им в занимательной форме в разное время разные вещи - что такое персональный компьютер, Интернет, WWW, электронные курсы, организация работы на удаленке в целом. Тут были удачи - пара сотен преподавателей принялись переводить свои лекции и семинары в цифровую форму.
Как деятель образования, он смог привлечь несколько тысяч студентов к обучению по организованным им дистанционным программам.
Как увлеченный исследователь по всей этой теме, он понимал, что докторская степень ему не помешает для пущего авторитета и добычи дальнейших ресурсов, и никаких проблем с вербализацией своих идей в формате докторской диссертации у него не возникло - в один присест взял и скомпоновал из готовых материалов. Налицо было и выполнение других требований к защите - наличие группы сподвижников и учеников, успешно защитившихся на уровне кандидатских.
Но - понятно было, что весь этот инновационный кирпич его докторского диссера не относится ни к одной области человеческого знания, кроме как к педагогике.
Как человек разумный, он начал дружить и общаться с этими самыми докторами педагогических наук, объясняя им смысл своей диссертации и вообще базовые понятия информационной эпохи.
Он их сумел довести до такой степени восторга, что даже на чай к нему вечерами заходили региональные светила педагогической мысли. Как ни зайду в его кабинет - Игорь Авенирович окружен педагогами! Даже от легкого общения с ними мой разум становился некрепок, а ум нетверд, минут за пять-десять. Естественной реакцией здорового организма было убраться оттуда подальше и поскорее. А он это терпел годами, внимательно учитывал все замечания в своей работе.
Все вроде было схвачено в этом его мимолетном проекте защиты докторской, уже и шашлыки были куплены для празднования несомненно успешной защиты. Но - у одной из оппонентш, вполне благожелательной и все понимающей с виду, то ли климакс случился, то ли она на премьеру фильма "Матрица" зашла невовремя - в общем, в ее лице случилось последнее восстание человечества против господства всемогущего компьютерного разума. Она отказалась приехать на защиту и в последний момент выслала разгромную рецензию, вскрытую уже на самой защите. Содержание рецензии напоминало то ли времена преследования лженаук кибернетики и генетики, то ли вести из зоопарка. Но доктора педагогических наук в целом ужаснулись такому повороту событий и накидали черных шаров с преимуществом в один.
С тех пор Игорь Авенирович очень не любил докторов педагогических наук, и я в этой антипатии к нему со всей душой присоединяюсь.
НМ , и видел , и общался.
Мой приятель сильно не последний человек в своей области. Не станет ни про кого говорить "это он мне, доктору наук будет рассказывать".
Есть правда одно отличие - он лекции не современном российском ВУЗе читает , а по всему миру.
Мне кажется , что когда человек с таким пренебрежением относится к другим профи, то и сам он побаивается попасть под лупу
Где Вы у меня взяли "пренебрежение"?
Докторская степень - это всегда показатель чего-то.
Иногда - научных достижений, иногда - хитрости и пронырливости, иногда - связей, иногда - денег...
Просто так докторскую степень не дадут никому.
Пренебрежение к тому, что специалист по педагогике и дидактике может профессионально научить преподавать, например, химию.
Уверенность в том , что знание определенных разделов какой-то науки делает профессионалом в остальном.
То, как вы определили достаточные условия для получения докторской степени, как раз говорит о том, что не должен вызывать особого пиитета диплом доктора наук .
Среди моих знакомых все получали за свою работу, к счастью.
Если кандидат наук мне (неважно, кто я - студент, доктор, академик) рассказывает, как важно вызвать интерес к преподаваемому материалу у слушателя, но сам не способен вызвать интерес к своему материалу - какая разница, кто я?
Я вижу, что он - непрофессионал в педагогике.
Если он только рассуждает про то, как важно вызывать интерес к материалу - он дилетант, любящий пообсуждать на темы которые на слуху.
Если человек может рассказать что и как должно быть сделано в первые пять минут семинара или урока, что и как в следующие 15 минут, как дифференцировать материал с учётом разных способностей студентов в группе и т.д. И с поминутной разбивкой на полтора часа, может объяснить как это все делать и зачем, то он может конечно, в подмётки не годится доктору химических наук в химических исследовании, но с большой вероятностью может многому научить его в преподавании.
Весело, плюс.
А кто преподаёт преподавателям этого интереснейшего курса?
А педагогика, таки лженаука, если, чтобы в ней разбираться нужно работать, учителем , т.е., по аналогии - лаборантом.
НМ ★★➦Alexander_A• 27.10.21 14:43
Нет, аналогия неправильна. Учитель делает основную работу, ради чего создаются школы, гороно и всякие академии педагогики - учит детей. Учитель проживет без гороно и АПН.
А лаборант делает только то, что ему говорит его начальник (например, я). Я же и делаю выводы (надеюсь, правильные) из работы лаборанта (иногда многолетней). Если бы он мог делать их самостоятельно, без меня - он бы был на моем месте. Но это пока, увы, не так.
Alexander_A ★➦НМ• 27.10.21 16:13
Учитель не может учить без программы, рассчитанной на 10 лет и привязанной к требованиям ВУЗов.
Учительский состав школы также собирается согласно требованиям, спущенным сверху.
Грубо говоря, нужно ли изучать химию в СШ? Может нафиг её, а отдать всё под физику? А что именно изучать и когда? С первого по десятый - неорганику?
Так что, и учителю говорят что делать, когда и как. Лаборанты, что поделаешь...
НМ ★★➦Alexander_A• 27.10.21 17:27
Первичны все равно отношения учителя с учениками.
Все остальное - это "надстройка".
У нас разрешено домашнее образование, т.е. если Вы знаете химию, физику и литературу - имеете право учить своего ребенка самостоятельно, или нанимая каких угодно преподавателей. Если наряду с химией или физикой захотите ребенку еще и архитетуру или музыку преподавать, или китайский язык - никаких проблем. Потом можно сдавать на аттестат зрелости экстерном - не вопрос.
Alexander_A ★➦НМ• 27.10.21 21:36
Есть большая разница между гувернанткой 19го века и современным учителем.
А на счёт первичности... Учёный вирусолог не умеет делать укол пациенту. А первичны то отношения с больным...
НМ ★★➦Alexander_A• 27.10.21 22:03
Какая нафиг "гувернантка XIX века" - у меня дочка знакомой проучилась два года в Штатах в средней школе, приехала домой в Россию, нужно получать аттестат. Занималась экстерном сама, сдала, получила российский аттестат. Сейчас учится в Европе. За год в одной Москве несколько тысяч детей получают аттестат экстерном, не трепля нервы себе и родителям.
У педагогов основная задача - преподавание.
Вирусолог - не врач. Он изучает вирус, а не лечит людей. Своими наработками вирусолог должен поделиться с эпидемиологами, изготовителями вакцин, инфекционистами.
А инфекционист уже будет лечить заболевших.
Слышь, а нахера она столько учится? Я так понял она и доучится не успеет в связи с выходом на пенсию. Посмотрела бы на папу, пусть сразу сюда идет, может хоть что то интересное расскажет про учебу.
Dimas ★➦Alexander_A• 28.10.21 10:26
Программа на 10 лет?
Вы мыслите в рамках советской школы. Которая, впрочем, не так уж и плоха.
В Германии в каждой земле свои ученики по предмету, причём учебники есть разные. Гимназия может сделать свой выбор. А ещё, в рамках одной гимназии , могут быть 3-5 уровней преподавания химии. Причем бывает так, что отдельные курсы потом в университете засчитываются, как сданные с оценкой поставленной в гимназии.
Кстати, в гимназиях часто преподают учителя со степенью по предмету.