Войти | Регистрация
Свежие: анекдоты, истории, мемы, фразы, стишки
Случайные: анекдоты, истории, мемы, фразы, стишки

История №1220826

Сказ о древних пешеходах

В детстве мне приходилось много ходить. Не то чтобы я особо любил это занятие, оно вечно возникало как-то попутно. Постоянно надо было куда-то резво шагать вдаль. Может, это генетическое проклятие какое - у меня род по отцу из уральцев. Транспортом их особо не баловали. Если уж пошлют куда-то, то за государственный счет и с билетом в один конец - то в ссылку на поселение, то в зону, то на фронт. А вот пешком отмахать полсотни верст за день - это было нормально. Что на покос, что на болота за клюквой, по грибы, на рыбалку или охоту - чего не коснись, вечно выяснялось, что чем дальше забираешься, тем больше найдешь. А поленишься шагать - так и не добудешь ни хрена.

Город Камышлов, где прошла большая часть моего детства, находится на старинном каторжном тракте. По нему шли вот уж точно специалисты по дальней ходьбе - хоть до Сахалина. Именно в этих местах кандальникам с особо хорошей физической подготовкой приходила иногда здравая идея выдать спринт, весело позвякивая веригами, затеряться в глухих зарослях камышей и погрузиться на дно речное, торча наружу камышовой трубкой. И фиг найдешь такого. В меру сил их ловили, поэтому - Камышлов. Методом естественного отбора оседало в местных глухоманях население, которое поймать трудно.

Ребенком меня восхищали там перины. Они были набиты лебяжьим, гагарьим или гагачьим пухом, толщину имели примерно в метр, и погружаясь в них, очень хотелось прихватить с собой камышину, чтобы не задохнуться в глубинах. Нырнув туда, понимал, что это какое-то чудо - комбинация шубы, печки и скафандра. В перине можно спокойно спать в 50-градусный мороз, но и от жары защищает надежно. И ощущение блаженной невесомости, как в гамаке или в космосе. Оказавшись в перине из пуха гагары, я успевал представить себя Гагариным, прежде чем уснуть моментально. Очевидно, что когда ссылали куда-нибудь, но давали возможность что-то унести с собой, брать надо было перину. С нею не пропадешь и на Северном полюсе.

К концу 1960-х благосостояние этого города возросло настолько, что каждый уважающий себя, добычливый мужик обзавелся мотоциклом "Урал" с коляской. Это стальное чудовище выглядело круто, пахло бензином за версту, а заправляли его не на заправке какой, а из обыкновенной бутылки или банки. Мы, дети, имевшие привычку повсюду чиркать спичками, прятали их в священном ужасе подальше при одном виде этого монстра, понимая, что может и бабахнуть. Рычало и дребезжало это чудище жутко, особенно когда только что с завода - нужно было 10-20 тысяч километров пробега, чтобы все металлические детали мотора притерлись друг с другу. Восхищал сам масштаб задачи - обогни половину планеты по расстоянию, и твой грозный Урал перестанет наконец греметь, сделается тихим и послушным, как покоренный мустанг.

Появление мотоциклов в этих семьях было своего рода революцией - дикие места, куда издревле надобно было шагать полдня, оказались достижимы за полчаса потрясающей тряски по грунтовым дорогам в колдобинах. Экипаж мотоцикла располагался так: за рулем конечно глава семейста, на заднем сиденье, крепко обхватив его и прижавшись, жена, как верная подруга крутейшего байкера, и по сути эти мужики и были ими - я до сих пор удивляюсь, как можно было не ебнуться по таким колдобинам на трехколесном мотоцикле, а у них получалось. В коляске - восторженные дети числом до трех, вокруг нас плясали то окуни, то щуки, то белые грибы - в общем, вся добыча за день. Но мотоцикл - это было ненадолго. Им доезжали туда, где кончалась дорога. А дальше мы шли. Весь день.

И разумеется, мы шли не ради самого процесса ходьбы, а чтобы куда-нибудь добраться. Нечто самое восхитительное ждало нас в конце маршрута, и отнюдь не было нам обещано - тут скорее удача, чем более редкая, тем больше радовались. Но счастье начинало сиять нам и в пути, с малого - скопища белых и груздей начинались с робкой сыроежки, гроздья клюква - с куста малины, метровая щука - с плотвы, кабан - с утки.

Уралец, вооруженный мотоциклом Урал, двустволкой, ножом, удочкой и сетями, представлял собой грозное зрелище. Я думаю, даже медведи обсирались при его виде - во всяком случае, их мы не встретили ни одного, а вот кучи попадались в изобилии.

Я думаю, раздай им по мотоциклу и винтовке к лету 1941, пц бы пришел немецко-фашистким оккупантам еще в Белоруссии. Сами бы добрались до места боевых действий, а не в разбомбленных теплушках.

Сейчас, вспоминая этих людей на фоне нынешних горожан со смартфонами, я понимаю, что уральцы даже ходили иначе. Это был размашистый, лосиный, легкий шаг, со скоростью не менее 5 км/ч, с руками, широко размахиваемыми в такт движению. Как спортивная скандинавская ходьба, но без палок. Плечи расправлены, голова высоко поднята, глаза внимательны, фигуры поджары, жилисты. Любая пересеченная местность пересекается без проблем. Болото - не утопнет, пройдет по каким-то корягам. Речка - перепрыгнет, оперевшись мимоходом на сук какой-нибудь нависающий. А на подгнивший не ступит. Надо сориентироваться с высоты - взмахнет на дерево. Запарился - нырнет, поплавает.

Температура воды при этом не имела особого значения. В жару речка могла прогреться хоть до +30. Ну и хорошо - приятно, вода теплая. Околонуля - тоже неплохо, бодрит. Эти люди привыкли сызмальства нырять из парилки в снег или прорубь. Распутывать заледеневшую леску над прорубью голыми руками. Руки оставались горячими. Отец, закончив однажды такую операцию, заметил однажды, что мне совсем хреново - замерз. Содрал с меня одним движением шесть варежек и перчаток, надетых методом матрешки, энергично растер мне кисти - голыми, горячими руками. Я охренел тогда настолько, что неделю потом ходил в прекрасном тонусе, перестав мерзнуть, разогревшись как печка. До организма дошло, что если не раскочегарится, то ему кранты на таком морозе.

Мне это казалось нормальным, но сейчас я понимаю, что простое передвижение и досуг на дикой уральской природе представляло собой всесторонний комплекс физических упражнений на свежем воздухе, которому бы обзавидовался любой фитнес-центр большого города. Где ты найдешь в городе такое разнообразие коряг, гатей, буреломов, утесов, свежей воды без запаха хлорки? Столько живности, грибов и ягод? Как добудешь столько чистого воздуха с сосновым и кедровым ароматом?

Ну и результат был естественный - это были крепкие люди с прекрасным жизненным тонусом. Они часто смеялись и были счастливы. К жизни без леса отнеслись бы как к каторге. И потом, они же постоянно там что-то добывали! А не платили фитнес-центру. Вот что лучше - мешок клюквы за плечами и сознание, что твои дети обеспечены ею на всю зиму, или показания индикатора, что ты пробежал сегодня положенные 10 километров, или навертел педалями 30 на велотренажере, или даже получил потрясающую скидку с 20 до 17 тысяч рублей в месяц как постоянный клиент фитнес-клуба?

Я сужу просто по лицам и контингенту. Московский фитнес-центр - преимущественно крашеные блондинки довольно стервозного вида, с надутыми губами и грудями, накладными ресницами и ногтями, возраст обычно предбальзаковский, общее ощущение - усталая, разъяренная, отчаявшаяся кошка, драная во все дыры, мотивация - бросят ее, если выйдет из формы. Форма эта иногда великолепна, девушки упорно работают над собой. Но на такую степень ебанутости решаются немногие. Это лучшие, самые волевые, красивые и благополучные. Победители жизни. Но мегаполис состоит в основном из занявших не первое место. Приглядимся к ним. Обычно проблемы в талии и жопе, скрюченная левая рука, а то и обе, шаркающаяся походка с волочащимися ногами, скорость не более пары километров в час, но подолгу застревают и столбиком.

Или замирают на скамейке - можно полгорода объехать за час и найти то же тело на том же месте в той же позе с тем же сердитым или сонным выражением лица. Близорукий взгляд, упершийся в экран, у многих уже очки, у остальных очевидно скоро будут, кто еще не в контактных линзах. Если на экран упадет прямой солнечный свет, ударит дождь, они уже неспособны догадаться переместиться на метр левее или правее, где есть тень и сень. Если какая рука свободна от смартфона, она висит плетью, как у сухоруких. Если рядом парень или девушка, их можно изредка распихать от виртуального сна, чтобы послать в инстаграмм фотку счастливой пары. Если рядом ребенок, он может убежать куда угодно, его нескоро хватятся. Но лучше, конечно, выдать ему смартфон поскорее, чтобы утих и надежно зафиксировался в коляске самостоятельно.

И вот я думаю - каждая земля, помимо обычных посевных культур - пшеницы, картошки, кукурузы и так далее - выращивает еще и очень разное население. Скудная почва Урала выращивала настоящих уральцев - крепких, стойких, жизнерадостных - лесных в общем людей. Мегаполис выращивает полудохлых, подслеповатых и глуховатых. Рахитичных и разжиревших. Раздраженных и равнодушных. Всемогущих и беспомощных. Реально зомби какие-то.

... В этот месте своего ехидного монолога дядя Саша чуть не поперхнулся сигаретой, выхватил смартфон, глянул там на время и отчаянно воскликнул:
- Вот чего я тут распизделся, старый пень?! Началось же уже!!!
Он кликнул на закладку, на экране задвигались какие-то фигурки, вялые, как под микроскопом сперматозоиды из презерватива городского жителя.
- Вот, что я и говорил! Бревна и дупла! Ну и отвалят им сегодня!

Судя по этой фразе, начинался футбольный матч Россия - Бельгия. А дядя Саша сурово продолжал:
- Наторчались в пробках, надышались грязным воздухом, насмотрелись в смарты, и вот пожалуйста - это теперь наши игроки! Других нет! Жопа и голова - вот где две наши главные беды! Именно из них растет все остальное - руки, ноги! Да и не в традициях русского народа бегать - басурманское это занятие. Наше дело - ходить гордо, широко, с достоинством, как стадо баранов какое-то! - горько сказал дядя Саша, комментируя один из эпизодов атаки нашей сборной. Наскоро распрощался и заспешил домой.

А я подумал, насколько насыщена лесными образами речь человека, выросшего на природе. Прямо Паустовский какой или Пришвин дремлет в каждом. Вот попалась фригидная, неуклюжая баба или футболист - на ум сразу приходит бревно. Дырявая защита - дупло. Склероз напал - пень. А уж в раздумьях, что откуда произрастает, в вечной топологии отношений руки-жопа-голова и прочее, чудится какой-то диковинный и запутанный лесной организм. Одна фраза - и полная характеристика игры нашей сборной, и самокритика, и прогноз результата, и анализ причин. В самом деле, в городах мы явно засиделись. Не любит природа кучных малоподвижных сборищ.
+65
Проголосовало за – 265, против – 200
Статистика голосований по странам
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
13 комментариев, показывать
сначала новые

zahas 08.07.21 12:01

Прекрасно понимаю о чем вы говорите, жил в тех местах год, в военном городке, в Елани. До сих пор помню и людей и воздух. Абсолютно верно написано И самое страшное, что будущее-то за удушливыми мегаполисами и ничего с этим не поделаешь.
Вспоминаю один когда-то читанный фантастический рассказ, где ГГ сбегает с планеты, состоящей из одного большого дома- муравейника и сбегает на землю, оставленную людьми сотни лет назад и находит там зеленые дубравы, чистые реки, стада коров и десятка два домов таких же как он беглецов.
Но тенденция технокретинизма это течение, или плыви со всеми, либо взбирайся на дерево и там сиди, либо тони.

+0
ответить

Cabanches18.06.21 20:21

Хреновая земля родит превосходные,крепкие, мощные, несгибаемые СОРНЯКИ.
Что и подтверждается последними комментариями. Даже колхозный математик возмутился, что уж тут про орловских мужиков...
Благо, таких было не очень много, а то "пили бы баварское" именно они.

+0
ответить

mathematicus 14.06.21 03:00

Гроздья клюквы. Развесистой. Мешками.

Городской, не строй из себя деревенского, глупо выглядишь.

+1
ответить

sasha2214813.06.21 20:53

БМВ R71, состоящем на вооружении немецкой армии.
только в 43 году смогли отправить 100шт на фронт . автор умалчивает, что это копия и наверное и станки полностью у гитлера купили и начали выпускать. вот такой нюанс. чем гордиться непонятно. непродал бы гитлер оборудование, чертежи и технологии. и н и было бы на один хороший мотоцикл меньше в сссре.

+0
ответить

НМ ★★13.06.21 15:45

Леша, я уже распознаю Вас не видя подписи.
За упоминание Паустовского, о котором я писал в комметарии вчера - отдельное спасибо.
Но я - не "лесной житель".
Отнюдь.

+1
ответить

Некто Леша ★★★★★➦НМ14.06.21 02:14

Я тоже, увы, не лесной житель. Слегка зацепило, но все лучшее во мне, всключая здоровье и тонус, оттуда - что ребенком рядом с этими взрослыми удалось иногда пошарахаться по дороге куда-то очень далеко, но увлекательно. Потом стало более важно, что я начитанный мальчик, победитель олимпиад, отличник-студент, и все эти леса и реки отошли куда-то в сторону - все серьезные вещи стали требовать долгого сидения на жопе, и совершенно некогда стало бегать не только марафоны, но и хоть трехкилометровые кроссы наскоро. Даже велик забыл в это время. Результат - тут же близорукость, значит очки, конец нормальной бойцовой юности, когда за свою девушку ты в состоянии постоять. И вообще сдутие мускулатуры, косяки реакциям, катастрофическое снижение жизненного тонуса, приступы депрессии и логически следующие из этого неудачи в личной жизни. Хуже всякого наркотика, долго потом из этого выбирался, окончательно вышел только с появлением контактных линз. Но тоже хорошего мало с ними возиться и по сей день. И всегда возможны осложнения типа отслойки сетчатки или воспаления роговицы. Но я хотя бы изначально понимал, что это плохо, и плата здоровьем за успех, который этого здоровья возможно не стоит. Расходовал экономно, читал при правильном освещении и правильной осанке. Сейчас же, глядя на этих несчастных со смартами, вот реально ощущение, что они выжигают себе глаза намеренно и им не для чего жить вообще. LCD не наносил никакого вреда зрению, и насколько известно - здоровью вообще. Кроме разве что случаев, когда счастливый человек мог ненароком выпасть в окно, мало чего соображая. Но ведь на все есть свои методы и предосторожности - можно было законодательно потребовать надежно закреплять наркомана перед употреблением, а сам LCD продавать свободно - у нас же свободные страны, в них Конституции, по ним человек стремится к счастью и незачем ему в этом препятствовать, если он за свои деньги выбирает покупать вещество без всякого вреда для его здоровья при его разумном поведении.

Вот то же самое произошло и со смартфонами. Иногда они полезны для дела, иногда явно вредны для здоровья. LCD помогло Битлам написать прекрасный альбом про сержанта Пеппера, и даже увековечить там люсю в небесах с бриллиантами, но работящие 60-е запретили этот наркотик просто потому, что он означал выпадение человека из реальности, в которой человек этот требовался - считалось важным, чтобы он завел жену, детей, имел работу, стремился получить образование, купить дом, машину, телевизор, стиральную машину и холодильник, посадить дерево, ходить в церковь, исправно платить налоги и оставаться в состоянии погасить ипотеку, вернуть кредиты. Это был мир реального производства, в который еще не до концы проникли роботы, автоматизированные линии - требовалось масса человеческих рабочих рук, станки им лишь помогали. Рабочие руки нуждались в нормальном биологическом воспроизводстве, а стало быть и в здоровой естественной жизни. LCD мог быть хорош для знаменитостей и рантье, у которых денег достаточно на всю жизнь и при полном безделье, они могли пожить и как обдолбанные хиппи, но для общества это означало бы катастрофу. Поэтому люсю запретили.

Смартфон - почему-то нет. Почему? Нет уже больше этого материального мира производства, для которого нужны были массовые рабочие руки и головы. А иногда и массовые мобилизованные. Зато есть большие проблемы с экологией. Настолько большие, что более миллиарда человек могут обитать в каком-то регионе в общем-то в аду, страдая от обыкновенного удушья, антисанитарии и нищеты, живя в мусорных коробках, их и сжигая на собственном дворе в центре мегаполиса, хотя при населении в исторические несколько миллионов человек это был бы рай в благословенном климате и древней культуре.

Паустовский - прекрасный писатель, но его больше склоняло то на Мещеру с ее скудной болотно-озерной растительностью, то на экзотику Крыма. Исконный российский лес, многовековой, в два-три обхвата, из дуба, липы и кедровой сосны, описал разве что Леонов, да и то во время прощания с ним. Вырубили в первую очередь разумеется лучшее. Какие-то деревья остались, но это был слитный биоценоз, в целом утраченный. Аналог - какой-нибудь оборванец, шастающий по Парижу в 1920-х. Какой смысл в его графских или княжеских регалиях, родословном древе, писанном живописцем по портретам, висевшим в усадьбе, записной книжки, к Кому был зван на обеды, крестины, свадьбы и похороны, в списке закладных, в знании пары мертвых и нескольких живых мировых языков, в умении мюзицировать и танцевать вальсы, в умении скакать на лошади, в любви посещать оперу, разбивать парки - если всего этого биоценоза больше нет? Лес вырублен, осталось дерево. Обычно дуб. Если его оставить в покое, через несколько столетий из него вековой лес восстановится. Но может и любой проходящий мимо кабан слегка пожевать корни, тогда дуб рухнет.

В этом состоянии, на мой взгляд, находится сейчас Россия. Редкая дубрава без леса и со всяким чертополохом, этот на любом говне вырастает моментально.

+0
ответить

Дядя Дися ➦Некто Леша14.06.21 04:39

15-20 лет назад из моего окна был виден смешанный лес, и дочка, придя из школы, вещала : "а вот в смешанном лесу всегда елка забьет березу".
Потом 2012 год и ПЦ 60% елок.
И эти уроды, вместо чтоб сажать березу, начали высаживать елочки 30 см ...

+0
ответить

васька ★★13.06.21 15:33

Давно, ещё в 70-ых годах один мужик рассказывал, как купил УРАЛ с коляской. Сразу стал его перебирать. Обнаружил в картере пригоршню металлической стружки, которую кто-то кинул туда на заводе "по приколу", как сейчас говорят.

+1
ответить

Янги13.06.21 14:13

ниасилил, многа буквав

+1
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Янги14.06.21 00:42

Сочувствую :)

+-2
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru