История №1215155
Рассматривая надписи на могилах, я вдруг увидел фамилию Самолётовы на могиле мужа и жены, похороненных в последней трети XIX века, за полвека до того, как оттуда стали летать. Кто бы мог предположить!
Piter piter SPB ★• 24.05.21 03:15
Ещё сто лет назад то, что само летает называли аэроплан.
А если само плавает или пашет - самолёт.
Я в своём посте имел в виду совпадение, показавшееся мне интересным, а его обсуждение ушло в сторону происхождения слова "самолёт". Но эта тема тоже интересна - из постов коллег видно, что в наше время первоначальный смысл этого слова сильно изменился. И благодарить за распространение слова "самолёт" в нынешнем смысле мы должны Велимира Хлебникова, поэта, современника и друга Владимира Маяковского (и сильно несчастного человека). Хлебников, как и многие поэты тех лет, увлекался экспериментами над словами и над языком, который он, как оказалось, сильно любил и старался сберечь. Дело в том, что сто лет назад в связи с бурным развитием техники в обиходе появилось много заимствований из иностраных языков (прямо как сейчас). В частности, появились шофёры, пилоты, аэродромы, аэропланы. И именно Хлебников предложил и сумел распространить русские слова, которые сейчас в ходу: водитель, самолёт, лётчик, лётное поле и многие другие. Прививалось это с трудом, многими высмеивалось - например, в одной песне Утёсова встречается: "Я не извозчик, я - водитель кобылы!". В наше время, когда наиболее часто повторяемым словом является "кэшбэк", о появлении людей типа Велимира Хлебникова приходится только мечтать, слушая журналистов, которые кажутся себе умнее, если заменят какое-нибудь русское слово на дурацкий англицизм.
Дядя Дися ★➦Дирижабль• 24.05.21 01:17
все замечательно. просто не надо аэропорт и кладбище совмещать в одном посте. просто не надо.
Дирижабль ★➦Дирижабль• 24.05.21 08:47
След внедрения хлебниковской терминологии есть ещё в одной песне. В фильме "Тимур и его команда" сестра Жени поёт: "Лётчики-пилоты, бомбы, самолёты..."
Дирижабль ★➦ПионЭры• 24.05.21 10:45
Надо также признать, что наличие кладбища на шереметьевских землях (действительно, не одного) не помешало создать там сначала военный аэродром с огромной ВПП шириной 80 метров, обеспечивающей одновременный взлёт трёх штурмовиков. Кроме старых зданий авиагородка от него осталось (вроде бы - давно там не был) небольшое трёхэтажное здание за старым залом вылетов, там после перевода "на гражданку" располагались УВД, аэродромный диспетчерский центр, метеорологи. А после 1959 года Шереметьево - один из крупнейших в мире гражданских аэропортов (11 августа 1959 года там приземлился первый Ту-104 из Ленинграда). Летают ведь, и неплохо...
Дядя Дися ★➦ПионЭры• 25.05.21 01:07
"ага" говорили мне "копатели", только заебесся эти места боев искать ...
Дядя Дися ★➦Дирижабль• 25.05.21 01:17
Три СУ-27 не поместятся на 80 метрах...
Вот мне самолет, садящийся в Ш-1 или Ш-2 фарой в окно посветил ...
Еще кто-то домой прилетел ...
Дирижабль ★➦Дядя Дися• 25.05.21 08:23
Как ни странно, три Ту-160 - тоже. Когда Шереметьво был военным аэродромом, СУ-27 не было ни в природе, ни в планах её покорения (ВПП там, кстати, было две, сейчас - три). И с тех пор при проведении реконструкции ВПП в 90-е годы ширина была уменьшена до 60 метров, стандартных для гражданского аэродрома III класса. Для справки: в гражданской авиации аэродром III класса с длиной ВПП не менее 3500 метров, плюс пятисотметровые участки с каждого конца для предотвращения аварий при выкате, предназначается для обслуживания наиболее крупных воздушных судов, а I - для наиболее мелких. Центральный аэродром Москвы имени Фрунзе у метро "Аэропорт" до изнасилования его лужковскими постройками имел класс II (было две ВПП длиной по 2700 метров).
Дядя Дися ★➦Дирижабль• 25.05.21 20:29
Действительно ...
Т.к. модель СУ-27 висела у нас в аудитории на "военке" при СССР, я воспринимал этот самолет типо ровесника У-2...
Значения слова "самолет" в XIX веке.
1) паром-самолет
2) ткацкий челнок-самолет
3) легкая соха-самолет
https://ru.wiktionary.org/wiki/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82
«Самолёт» — одно из трёх крупнейших российских дореволюционных пароходств на Волге.
Фирма «Самолёт» была основана отставным капитаном российского флота Владимиром Александровичем фон Глазенапом и титулярным советником Максимилианом Густавовичем Бехагель фон-Адлерскроном 30 октября 1853 года.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82_(%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)
В школе, в курсе русского, в начале 70х, мы учили происхождение слова "самолет".
Это был плот для переправы через реки.
Отсюда, возможно, и фамилия.
Ну да....нас много чему интересному учили......
Старый как дерьмо мамонта• 23.05.21 15:06
Пётр Первый организовал переправу через реку на самолётах. Задокументировано, бумага сохранилась. Тогда самолётом называли разновидность парома, и называли его в честь ткацкого челнока. Вас же не удивляет, что Спейс Шаттл это дословно Космический Челнок, нечто, снующее туда-сюда между Землёй и Космосом. Но задолго до американцев, включая и братьев Райт, в середине 19 века на Волге в честь этого ткацкого челнока было названо известнейшее пароходство "Самолёт". Аэроплан изобретут лишь в следующем, 20 веке.
В те годы самолетом называли определенный тип ткацкого челнока, а чуть раньше то, что мы знаем как паровоз, звалось пароходом.
А что там с начальником Шереметьевского аэропорта, решили вопросы?
Расскажите уже, ружьё на стене должно выстрелить.©
Дирижабль ★➦Пирамидон• 23.05.21 17:36
Частично. Тогда мы им разработали и изготовили автоматическую систему предупреждения несанкционированного занятия ВПП ("Барьер"), исключающую возможность столкновения при ошибках диспетчеров и пилотов. Они её купили, положили на склад и монтировать не стали (середина 90-х). Но одно из наших изделий (называлось "Попугай") они эксплуатировали много лет. В 1992 году это был первый в мире компьютерный синтезатор, сообщающий в эфир нормальным женским голосом (лётчики не верили, что это компьютер) полётную информацию, необходимую для взлёта, посадки и полёта по трассе, на русском и английском языках. Первый экземпляр заработал в эфир 1 января 1992 года в Домодедово. Такими устройствами мы оборудовали большинство международных аэродромов РФ и многие - в ближнем зарубежьи. Позже мы сделали по этому принципу автоматические устройства для вещания полного (кроме заказных объявлений) объёма информации в пассажирские залы вокзалов: Белорусского в Москве (1996 год, русский, немецкий, польский и белорусский языки), казанского аэропорта (русский, английский и татарский) и аэропорта Астаны (русский, английский и казахский), всё - с автоматическим переводом. "Заимствованные" у нас принципы построения подобных устройств сейчас широко применяются на железных дорогах (объявления об электричках и т.п.). Только качество у нас было выше.
НМ ★★➦Дирижабль• 23.05.21 18:20
Приятель разрабатывал систему голосового информирования пилотов - не скажу каких самолетов - в незапамятном году (ориентировчно в 1975-78 г.). На тамошних "корпоративах" (тогда это по-другому называлось) народ "полюблял" исполнение данной системой (голосом "пьяного вьетнамца") русских народных песен...
Но передавать синтезированные речевые сообщения в 1992 г. не в кабину пилота, а выдавать в эфир - это, понятное дело, научная новизна. Никто не спорит.
Морж➦Дирижабль• 24.05.21 02:55
А я имел возможность познакомиться личнео с изобретателем-разработчиком первого голосового американского информатора. Кажется, он высоту объявлял. И еще что-то.
В 93м году. Оказалось, жил неподалеку от меня. И мой новоиспеченный американский друг меная к нему привел.
Ему было за 80. Прекрасно играл джаз на фортепиано, помнил прошлое. Но страдал потерей короткой....как по-русски short-term memory....ну когда не помнишь того, что было только что.
Это, наверное, очень давно было сделано.
Жаль, ни имени не помню, ничего. Жил он в городе Хьюитт, Нью Джерси.
Chicago95 ★➦Морж• 24.05.21 03:01
Так ты тоже потерей памяти страдаешь. Или наслаждаешься. И это склероз называется
Дирижабль ★➦Морж• 24.05.21 08:42
Первые голосовые машины неплохого качества появились во времена Екатерины второй. Когда Америки ещё не было.
Пирамидон ★➦Дирижабль• 24.05.21 10:36
В Киеве подобная контора есть, НИИРА называется.
Из речевых, например: СППЗ-2000
http://www.airwar.ru/breo/sppz.html
Дирижабль ★➦Пирамидон• 24.05.21 12:39
"Спасибо" за напоминание. Они обращались к нам, изобразив из себя заказчиков, обещали договор, попросили ТЗ. Когда они его получили, прекратили с нами общаться и стали рекламировать наше устройство как своё. Плавали, знаем... Всё, как обычно.
там сильно зависит что было сделано- проигрывание заранее записанных фраз появилось намного раньше, чем чистый синтез. Разборчивая синтезированная речь в 1992 это круто.