История №1155631
В середине 80-х даже в СССР произошел прорыв с мэйнфреймов на персональные компьютеры, представителями которых были БК, ДВК, УКНЦ, СМ и ряд других.
И в институте, где я работал, появилось несколько классов персональных компьютеров как на ВЦ, так и на факультетах.
Факультет электроники получил класс объединенных в кольцевую сеть БК-0010.
С 1985 года разные заводы СССР начали производить БК-0010 и БК-0011, что в переводе из двоичной системы означало "Бытовой компьютер 2 и бытовой компьютер 3". Разработаны эти компьютеры были в Зеленограде. Отличались клавиатурой. На каком-то были клавиши, а на другом наклейка, под которой находились контакты, давить на которые нужно было изо всей силы.
В БК был зашит Бэйсик, а созданные студентами программы можно было записывать на 5-ти дюймовые дискеты рабочего места преподавателя УКНЦ. УКНЦ работал под ОС PDP-11 и я по сей день уверен, что по некоторым параметрам PDP-11 превосходила MS DOS. На самой УКНЦ можно было запускать программы на Паскале.
БК-0010 позволяла сохранять программы и данные на бытовых магнитофонах. В качестве мониторов использовались любые телевизоры. Естественно, цветных телевизоров ни в школы, ни в институты не ставили.
Главным недостатком компьютеризации в СССР была полная несовместимость программного обеспечения компьютеров разных производителей. Программу, написанную на Паскале для ДВК нельзя было запустить на УКНЦ. Более того, программы, разработанные на УКНЦ, нельзя было запустить на УКНЦ-2.
Я получил приказ декана внедрить БК-0010 в учебный процесс. А дальше мне помог "его величество случай". Подошел срок 5-летнего обязательного повышения квалификации и я записался на курсы повышения квалификации при родном инстуте. И там я познакомился с человеком, который привел меня в горком комсомола. А там на просторах перестройки как раз зародился кооператив НТТМ (научно-техническое творчество молодежи), для которого я оказался очень ценным человеком: мало того, что я знал БК и УКНЦ, так я еще работал со студентами. А в этом НТТМ студентов как раз и не хватало. Их в НТТМ должен был быть определенный процент. Студенты писали заявления, на них выписывались ведомости, но никто не заставлял их работать, а они получив просто так 10-20 руб, радостно раз в месяц шли пить пиво.
А я попал в бригаду по установке классов БК-0010. Железнячники ставили классы в школах и техникумах, а в мои обязанности входило обучать преподавателей информатики началам работы с этими классами. Где мне только не пришлось побывать с этими классами, начиная от школы в дальнем захолустье Мухоросранской обл., и кончая курсами повышения квалификации областного отделения Госбанка СССР. Естественно, на кафедре, где я продолжал работать, никто ничего не знал. Но, наверное, догадывались, так как благодаря НТТМ я купил подержанные "Жигули".
Мне с БК-0010 здорово помогали студенты-энтузиасты. В те годы в армию забирали прямо со второго курса. И мне было приятно услышать как вернувшийся через два года продолжать учебу студент благодарил меня, так как все 2 года службы провел в армейском классе БК-0010.
Дискеты, особенно 3 дюйма в СССР были в страшном дефиците. И я привык, что дискету записанную на компьютере одного производителя, нельзя прочесть на компьютере другого производителя. И тут появились импортные компьютеры западных производителей. У меня была дискета с программами на Паскале, записанная в одной из продвинутых школ, куда поставили IBM PC. А тут меня пригласили в школу, где стояли японские Ямаха КУВТ. Ну, думаю, нужно отформатировать дискету для этого класса. Я вставляю дискету, записанную на IBM в Ямаху и... она читается! Я, привыкший к несовместимости техники разных советских производителей, был не просто удивлен. Я был ОЧЕНЬ удивлен.
После развала СССР НТТМ, естественно, закрылись вместе с комсомолом, но БК-0010 продолжали меня подкармливать. В частности, директор моей родной школы пригласила меня вести уроки информатики в классе, оборудованном БК-0010.
Спасибо комсомолу за мои первые тогда еще "Жигули". Это через 20 лет они стали "Копейкой". Но я "Жигули" продал еще в 1998.
В нашей школе БКшки(БК-0010-01) появились в 1986... Я уже год как закончил школу и ходил на кружок информатики как бывший ученик)) Сначала просто играли - шахматы, клад, диверсант, тетрис. А потом стало интересно - как оно всё работает? Писали программы на Вильнюсском бейсике. Но его оказалось мало((( Начал понемногу искать информацию, про машинные коды, директивы монитора... Было жуть как интересно! В 1990, после полугодовой практики от техникума, узнал что наш класс переводят на Корветы, а БКшки демонтируют, уговорил математика(он вел кружок) выпросить на продажу одну БКху, сложил все деньги стипендии и командировочных за пол года практики(получилось 700 рублей!!!), еще 50 занял у одноклассника и купил свой первый компьютер!!!))) И вот тогда пошла жара!))) Естественно сначала игры, а потом Бейсик, затем Ассемблер... свои проги на Ассемблере)) И, как совершенно справедливо кто-то заметил, архитектура процессора PDP-11 гораздо круче IBM! очень жаль, что современные процессоры пошли по пути IBM, а не PDP-11...
З.Ы. Последние 13 лет работаю системным администратором. И моя первая БКшка до сих пор жива-здорова))) Время от времени достаю её и вспоминаю молодость)))
Прочитал. Много думал. Там ник неправильно записан. Нужно ЛСД писать, иначе эту херню читать трудно
ЛДС ★➦Chicago95• 01.11.20 19:36
Однако...
Полную пургу пропускают и коментариЁв к ней не пишут.
Спасибо за оценку.
Вы мне напомнили романтические времена компьютеризации классов. Энтузиасты старались что-то сделать, а профи старались из этого выжать деньги и меня это оскорбляло. Только-только сообразили, что программы можно использовать для обучения - тут же появились "центры", которые предлагали учебные программы за соответствующую оплату. Я видел программы, разработанные энтузиастами из сельских и поселковых школ, так они на несколько порядков превосходили примитивную продукцию этих центров. Потому, что их писали, чтобы учить пацанов, а центры писали, чтобы продать.
Я уже успел разобраться в особенностях тогдашних "компьютеров". И однажды случайно попал на ответственное совещание, где на полном серьезе обсуждалось использование баз данных на БК0010 в учебном процессе. Я не мог понять, как взрослые дяди и тети могут всерьез говорить об игрушечных базах данных, которые способен поднять БК0010 - две три страницы машинописного текста в лучшем случае и при этом эти страницы грузятся по пять минут и компьютерная выборка по ним занимает раз в сто больше времени, чем просто глазами прочитать эти страницы. Я все это высказал в конце совещания и присовокупил свои впечатления о том, что передо мной собрание разводил, которые пытаются обуть лохов учителей, ведь все это предлагалось за соответствующие немаленькие деньги. За что поплатился полным отстранением от любого участия в компьютеризации школ.
Меня несколько утешило, что любимая школа эту СУБД не купила после моего заявления.
Различались клавиатурой БК0010 и БК0010-01. БК0011 был гораздо продвинутее.
На УКНЦ не запускались программы на паскале. Там был компилятор программ на паскале. Т.е., сперва компилишь паскалевский исходник в исполняемый exe, затем уже исполняешь exe файл. Кстати на дисководе УКНЦ прекрасно читались 5дюймовые дискеты от IBM. По крайней мере, когда я читал их по секторам и дорожкам (именно форматированные и записанные на IBM PC дискеты), вся информация читалась (например, системные разделы MSDOS с каталогами файлов)
В принципе, ничего удивительного нет, софт для IBM PC и Ямах (MSX-1) писала Microsoft.
Помню, мне так понравился Sokoban на Ямахе, что я написал реализацию для ДВК и раздавал желающим, сидя на выставке НТТМ на ВДНХ. (что-то много акронимов получается).
А в чем суть истории - про пользу стандартизации? Ну, так именно этим микромягкие в итоге и повалили всех. На заре было много систем действительно более удобных и лучших чем MS DOS . Про фантастическую клаву с наклейками можно отдельную песню сложить.
Что касается НТТМ - так просто порадовали. Ваш НТТМ занимался чем-то , оправдывающим само название. Те, с которыми обшались мы - это обнал, прокачка бюджетов предприятий.
Бешено жалко AmigaOS. Она наголову превосходила дос и windows
примерно лет на пять вперед.
Суть истории - в стартовом капитале бывших комсомольцев.
Я стартового капитала не заработал, зато заработал опыт.
И этот опыт позволил мне прожить безбедно и лихие 90-е, преподавая информатику в частном вузе, и как ни странно, помогает и сейчас.
Я давно уже не ТОЭ преподаю, а С#
Стартовый капитал бывших комсомольцев в активности, связях с партийцами, доступу к неразрешенным всем методам ведения бизнеса.
Кто-то компы у негров по общагах скупал за 25 Т Р и продавал за 35к, а кто-то покупал через НТТМ на деньги госпредприятий партиями по 5-7 за штуку и также продавал по 35 за нал или тем же госпредприятия по 65.
Например.
теперь благодаря сказочному у нас все совместимо - наши недра с их производством - а наша радужная элита с их курортами - россияне с раем
Мой путь в IT начался с бейсика на БК в сельской школе, где даже информатики не было. Нас пускали просто поиграть. Теперь я знаю, откуда они там взялись :)
ЛДС ★➦Webspace• 01.11.20 13:38
Очень рад Вашему комментарию.
И хотя на 99% уверен, что не я ставил БК в Вашей школе, но надеюсь, что кто-то, как и Вы, стал IT-шником благодаря усилиям нашей бригады.