История №1146263
Проблемы с цензурой возникли у Татарского еще во время работы над первым мультфильмом – «Пластилиновой вороной». Ему разрешили его снять в порядке исключения – за то, что он помог разработать анимационные заставки к Олимпиаде-80 на телевидении. Но когда мультфильм был готов, его запретили к показу с формулировкой «идеологически безыдейный». Ситуацию спасли Эльдар Рязанов и Ксения Маринина, в то время работавшие над программой «Кинопанорама» – вопреки запрету, они выпустили мультфильм в эфир. Далее, признанным успехом мультипликатора стала пластилиновая заставка к программе «Спокойной ночи, малыши!», которая вошла в Книгу рекордов Гиннесса по количеству выходов в эфир.
Вдохновленный этим успехом, Татарский принялся за создание нового мультфильма – «Падал прошлогодний снег» по сценарию Сергея Иванова. И вот тут претензий у цензоров было еще больше. Автор вспоминал: «Этот фильм вообще был запрещен, положен на полку, и формулировки были гораздо более гадкие. Если «Ворона» – просто безыдейная глупость, то это уже русофобия, издевательство над советским человеком. Потому что в фильме всего один герой, и он русский (он же в шапке, мужик), и при этом он идиот». Мужичок казался им дурачком и недоумком, а сюжет – насмешкой над всем народом. Местами мультфильм пришлось переозвучить и заново смонтировать.
Композитор Григорий Гладков, написавший музыку к мультфильму, объяснял замысел авторов: «Сила мультфильма в том, что показан характер. Он как бы такой недотёпа, на самом деле он нормальный мудрый деревенский мужичок, а она – любящая его жена. Если б не любила, то со скалкой бы не бегала. А то бегала, искала, волновалась. Мужик нашёл ёлку и принёс её домой, но это было уже в апреле, и он отнёс её обратно. Это вся наша жизнь и весь наш характер такой непутёвый, но мы и ракеты строим, и Олимпиаду проведём, и всё у нас всё-таки получается. Просты мы всё делаем весело и шутя. Самое главное, что герой выдумщик, не дай бог жить со скучными людьми».
Поначалу планировалось, что в мультфильме вообще не будет текста, только восклицания «Ох» и «Ах». Но руководство студии потребовало «разъяснить этот бред» и настояло на том, чтобы сюжет был более конкретным. Александр Татарский вместе со сценаристом Сергеем Ивановым начали придумывать реплики героев. Многие фразы из мультфильма, которые потом ушли в народ, приходилось отстаивать с боем. Например, крамолу увидели во фразе «Кто тут, к примеру, в цари крайний? Никого? Так я первый буду!» В репликах главного героя цензорам мерещились зашифрованные послания.
Проблемы продолжились и после того, как мультфильм был готов. На озвучивание пригласили актера Станислава Садальского, однако его имя пришлось убрать из титров. Дело в том, что Садальский вырос в детдоме и всю жизнь пытался разыскать своих родственников. В середине 70-х годов ему удалось найти двоюродную бабушку, которая еще в 1917 году эмигрировала в Германию. Когда им наконец удалось встретиться, Садальскому за общение с иностранкой запретили выезжать за границу, и в качестве наказания его имя велели убрать из титров мультфильма. Хотя зрители и без этого сразу же узнали его голос.
Парадоксальная фраза «Падал прошлогодний снег» показалась Татарскому идеальным названием для мультфильма с абсурдистским юмором, тем более что этой фразе он нашел вполне логичное объяснение – «прошлогодним» можно считать снег, который выпал 31 декабря. Станислав Садальский вспоминал: «Весь наш абсурдный, фантастический фильм он построил на одной фразе, которую считал гениальной: «Падал прошлогодний снег». Мне он долго пытался объяснить: «Ты понимаешь… ноль часов, ноль минут. Нет прошлого, будущего, нет настоящего. Есть безвременье, междумирье. Все замерло. А снег идет… Прошлогодний, понимаешь?».
В результате мультфильм «Падал прошлогодний снег» все-таки вышел на экраны – в канун Нового 1984 года. Позже он стал признанной классикой советской мультипликации и одной из самых известных работ Александра Татарского.
Во время обсуждения финальной музыкальной темы мультипликатор попросил композитора Григория Гладкова написать пронзительную мелодию: «Гришка, мультик у нас смешной, но в конце должна быть грустная мелодия. Надо чтобы было, как у Феллини, чтобы было очень весело, а в конце такая грустная мелодия, под которую нас с тобой и похоронят».
В 2007 г. режиссер ушел из жизни – в 56 лет у него остановилось сердце, и, согласно его воле, на похоронах звучала музыка из его самого знаменитого мультфильма...
А я никогда не знал, что "Падал прошлогодний снег" озвучивал Садальский.
И никогда не узнавал его по голосу.
Saturn➦mkostya• 04.11.20 15:37
Это ты по жалостливой истории сделал вывод о всей стране? Гениально, чо
ТуристВолгоградский ★• 02.10.20 21:25
С детства заслушивался финальной мелодией. Ждал её, предвкушал и слушал, уйдя в соседнюю комнату. Потому что слезы наворачивались.
Гениальный мультик, гениальная музыка, гениальная озвучка.
Тут конечно любая оценка субъективна, но как по мне, так 70% успеха принадлежит озвучке Садальского. Он даже из простейших фраз умудрялся сделать шедевр. Как было бы с другой озвучкой или вообще без текста... Подозреваю, что мультик бы просто забыли
Будучи взрослым оценил мульт, но в детстве он мне казался тупым набором действий.
Сейчас пересмотрел конец с музыкой, в конце всё-таки поблагодарили Садальского за предоставленный голос...
Мультики Татарского безыдейны? Тогда стихи Маршака что вообще такое? Куда главлит смотрел и санитары?
Причем очень неудобный факт. Причём таких фактов очень много во всем
Евреи во всём виноваты. Они даже выдумали Бога, который всех остальных создал. (c)
Ох уж эти сказочки, ох уж эти сказочники! (C) Падал прошлогодний снег.
Александр Татарский - гениальный художник-мультипликатор. Ничуть не уступающий Норштейну. В нем сошлось всё - тонкое авторское видение мира и всенародная цитируемость фраз из его произведений, интеллектуальный юмор и хорошая безбашенность, великолепная профессиональная подготовка и постоянный поиск новых техник в мультипликации (это сейчас компьютерная графика нам в помощь). "Пластилиновую ворону" и «Падал прошлогодний снег» он первым создал в пластилиновой технике и показал ее потенциал.Потом он решил попробовать, опять-таки первым, гуашь в мультипликации, так появилась «Обратная сторона Луны». Потрясающий мультик, кстати. Сцена с застольными грузинскими песнями - одна из моих любимых. Потом были «Крылья, ноги и хвосты» - "Крылья... Ноги... Главное - хвост!" А потом прекрасный цикл «Следствие ведут Колобки», с продолжением в виде "Братьев Пилотов", тоже весь раздербаненный на цитаты.
За три года до смерти он создал проект, объединяющий страну почище пресловутых скреп. «Гора самоцветов» - это мультипликационный цикл на тему национальных сказок всех народов России. Александр Михайлович искал молодых талантливых мультипликаторов и приглашал их в проект. Всё, что они успели сделать за три года, - это очень здорово.
Моя искренняя признательность автору истории за память об этом мастере.
А относительно тех, кто видит в произведениях Татарского только "хрень" да "семитский след"... Людей с ограниченным кругозором, да еще эту ограниченность демонстрирующих, всегда просто жаль.
Гениальные работы!!! С каждым годом находишь в них что-то новое, какие-то оттенки, полутона, намеки...
Да, жёсткая и идеологическая цензура в советские времена создавала много трудностей, сломала не одну судьбу режиссеров, актеров, похоронила ни одну картину. Но талантливые люди все равно находили возможности донести до народа свои идеи и замыслы...
Об этом, мне кажется, хотел сказать автор.
Но читая комментарии к посту, смотрю, что на почве политики у людей давно улетела кукушка!!!
Ау, люди, очнитесь!!! Пост не про политику, а про детский мультфильм и его гениального автора!!!
Хоть mathematicus и рьяный антисоветчик и русофоб но сказал правильно!А от себя скажу:всех врагов победим,но самых талантливых из нас сами замучаем.Быдлом из Главлита или чем иным.56 лет -это что,разве возраст для ухода из жизни?Не долбили бы и не травили-глядишь на несколько талантливых мультфильмов было бы больше.Нам врагов не надо-мы сами себя заебём.
IgorI➦СибирякС• 01.10.20 17:06
Сказанное тобой относится ко всему Человечеству. Русские на этом фоне - исчезающая величина.
Ну, Хрущев (хохол) выставку подавил бульдозерами. Ну, Сталин (грузин) немного погонял "творческую интеллигенцию". Зато раздавал им дачи, премии и т.п.
А русский Горбачев любил искусство. При нем поднялись фарцовщики и другие спекулянты.
В США примерно в это же время жгли ведьм в Салеме. Еще "охотились на ведьм" в лице коммунистов. Причем это были именно "коммунисты", а не наши "партийцы". Кстати, охотились совсем недавно - кем был Дин Рид? То-то же.
А в Африке вообще оппонентов жарили и подавали на обед под соусом.
Есть мнение, что нашему виду свойственна ненависть к более успешным и талантливым. Это генетика - нас так сделали.
З.Ы.
Лично мне эта пластилиновая хрень кажется "Авторским Искусством" - то-есть не для Зрителя и уж точно не для детей.
SudokuFan ★➦IgorI• 01.10.20 19:39
Речь тут, скорее всего, шла о конфликте искусства и власти.
Коммунисты решили запретить всё, что не идёт им на пользу. И премии и дачи давали только тем, кто писал "правильные" вещи. А всё "неправильное" и даже "непонятное" запрещалось.
В итоге существовала совершенно абсурдная практика, вы могли писать романы или картины, но не могли их печатать и продавать, поскольку не считались официально писателем или художником. Вам надо было представить рекомендации трёх уже признанных писателей или художников, чтобы вас приняли в эти почётные ряды. Признанных не читателями, а коммунистической партией.
Представьте, что Льву Толстому недостаточно было бы написать "Войну и мир", а надо сначала предоставить рекомендации Тургенева, Некрасова и Чернышевского?
Avaz➦SudokuFan• 01.10.20 20:54
Хотелось бы побольше конкретики, названия фильмов, романов, картин. Или сейчас их тоже никто не понял и посчитали неправильными и так и не опубликовали. А хотелось бы почитать и посмотреть.
SudokuFan ★➦Avaz• 01.10.20 21:22
Дело не в художественной ценности произведений, её оценивают зрители тем, что ходят или не ходят на фильмы, покупают или нет книги и картины. Артист может быть и хорошим и плохим, но пусть суждение о его таланте выносит каждый за себя. Я считаю, что не нужен контролирующий орган, решающий за всех, что можно читать, а что нет.
Главлит не был фильтром, отделяющим халтуру от шедевров, он пропускал и то и другое, но только если они имели соответствующую идеологическую направленность, заданную указом ЦК КПСС.
Avaz➦SudokuFan• 01.10.20 21:29
Я не против, но я хочу посмотреть как выпущенные любой киностудией фильмы, с затраченными например десятью миллионами, принесут один с проката. Если есть нераскрытый гений, пусть за лично свое бабло творит, что хочет. А зачем бабло чужое тратить и потом быть еще недовольным. Я специально сейчас пересматривал этот мультик и если бы, пусть даже хороший человек, попросил меня его спонсировать на эту шнягу... Я бы не задумываясь послал бы его нахуй. И совсем не за художественный замысел, а так, чисто экономически.
Лаврентий Б➦SudokuFan• 02.10.20 07:58
Вы не поверите, но современные режиссеры тоже снимают то, что нужно правящему классу. Попробуй сними фильм, где пограничники это войска НКВД, первыми встретившие врага. А не злобные кровавые упыри. Современная идеология - антисоветищм. Вот такое и снимают. Уж очень боятся, что народ вспомнит кто строил заводы и кому они принадлежат. Кто разведывал залежи нефти газа.
IgorI➦SudokuFan• 02.10.20 10:34
Боюсь, что тоже очень однобоко. Нет смысла искать идеологию там, где решают деньги.
Большая часть "Авторского Кино" - откровенный мусор "для своих". В СССР не пропускали либо явную антисоветчину, либо явный хлам, на который народ не пойдет.
"Народ" - это не слишком требовательный туповатый зверёк с простейшими потребностями - нахрена ему Сталкер или Солярис? И в Комиссиях сидел Народ. И запрещал непонятное.
Яркий пример - "Пластилиновая Ворона". Мультик очевидно не для детей. Сплошные аллюзии на вещи, известные только взрослым. Но и до взрослых недотягивает. Хорошо идет под водку.
Весь Тарковский - а для кого это?
Весь Учитель - да нахрена он сдался?
Тут нет идеологии.
IgorI➦Лаврентий Б• 02.10.20 10:37
Попытался вспомнить хоть 1 современный сериал, где Главный герой не страдает от маньяка-садиста-насильника из НКВД.
Не получилось. Даже героя-летчика злодей-НКВДшник сажает за дворянскую фамилию.
Тренд, однако.
SudokuFan ★➦IgorI• 02.10.20 17:46
Пример со Сталкером и Солярисом лично для меня служит контрпримером.
Я их посмотрел ещё будучи школьником и результат был ожидаем: что за фигня, где обещанная фантастика!? Но, странная вещь, из головы они не выходили, периодически хотелось их пересмотреть и понять, что же там происходит. Было такое ощущение, что идиот не режиссёр, а я, просто ещё не дорос до понимания. Сейчас это мои самые любимые фильмы Тарковского, особенно нравится музыка Эдуарда Артемьева, дай ему бог здоровья.
IgorI➦SudokuFan• 03.10.20 10:15
Для примера - есть фильм Иди и Смотри. Очень сильный, но пересматривать ни малейшего желания.
В большинстве случаев Авторское Кино - это способ Психа избавиться от собственных комплексов.
Он прикольный. Тогда ещё жаргонизма этого не было - "прикольный", а чувство приколистости - было. В частности, оно появлялось при просмотре этого мультика.
А мне нравится "истинно славянское" лицо режиссера.
Это как лет 30 назад на программе КВН один из членов жюри сказал другому члену жюри - "Я вам скажу как истинно русский истинно русскому..."
Вторым был Жириновский. А первым - Гусман.
З.Ы.
Я сам тоже "истинно русский", так что не надо шить антисемитизм :)
Так антисемитизм - это как раз один из элементов истинной, профессиональной русскости.
Нету русских. И евреев нету. Есть те, кто может дело делать, и все прочие …