История №1138560
Собирать материал для диплома меня отправили в Советскую Эстонию, на сланцевое месторождение. Я был тому рад, места знакомые, родные, рядышком Усть-Нарва ― летняя вселенная моего детства. Несмотря на почти полное отсутствие эстонцев, городок Йыхви слыл чистеньким, а уровень разгильдяйства на производстве был так низок, что в какой-то момент главным разгильдяем оказался непьющий студент-отличник из Ленинграда, то есть ― я. Но это другая история, может и расскажу как-нибудь, если решусь.
Мой руководитель, профессор Соловушкин, напутствовал меня такими словами:
― Каждый раздел надо проиллюстрировать чертежом или схемой, чтобы не меньше восьми плакатов было на защите. И, самое важное, правильно формулировать задачу, обрати на это внимание.
На самое важное я как раз внимание и не обратил, ужаснувшись требуемому количеству плакатов. Из всех копировальных устройств мне был доступен только «Дралоскоп». Это было подсвеченное снизу оргстекло, в метр шириной, на которое укладывался копируемый чертеж. По чертежу раскатывалась калька, вещь неприятная сама по себе. По кальке надо было обводить карандашом мутные контуры. А затем, поскольку на защиту с калькой не придёшь, предстояло перенести чертёж с кальки на ватман. Это делалось с помощью копирки (грязно и криво) или с помощью иголки (криво и грязно) с последующим дорисовыванием.
Я ходил в разные отделы Управления, брал чертежи и целыми днями неряшливо их копировал. К счастью, мне нужна была только одна технологическая цепочка. Но при желании я мог получить все транспортные развёртки, все электрические схемы, чертежи всех конструкций, полный список оборудования и план действий на случай ядерной войны.
Вводную часть мои коллеги брали из маленькой брошюры о комбинате. Брошюру эту выдавали на проходной всем желающим. Я же подошёл творчески, ходил в библиотеку, читал старые журналы и в итоге сочинил опус, описывающий героическое прошлое и усердное настоящее. Я даже поговорил с местным ветераном, но ветеран был старенький и нёс явную антисоветчину.
Опус, как и всякий раздел, надо было иллюстрировать. Мне виделся в этом месте общий план месторождения. За ним я и отправился к геодезистам. Но женщина, которая не только сразу выдавала мне любые чертежи, но даже иногда помогала копировать (у неё это отлично получалось), вдруг сделала строгое лицо:
― Общий план? Только через первый отдел. И… лучше вам туда не ходить.
Выросший в тепличных условиях, я добрым советом не воспользовался. И попёрся в первый отдел, намереваясь зачитать там своё сочинение в качестве аргумента.
Со мной беседовал немолодой мужчина с земноводным взглядом. Моё творчество его не заинтересовало. Он спросил про отца, про дедушек, про заграничные поездки. А потом сообщил, что для допуска к плану нужно письмо от ректора с подробным обоснованием.
Я ушёл огорченный, думая, чем же теперь иллюстрировать вводную главу. Быть может, эмблему предприятия как-то использовать? С этой мыслью я взял на проходной брошюру и оторопел ― с первой же страницы на меня смотрел «Общий план месторождения», именно так было там написано, что ж я раньше не замечал? Самый настоящий план, только очень мелкий.
― Ну да ничего, ― обрадовался я, ― разберёмся.
Вернувшись в Ленинград, я попытался перенести рисунок на ватман, нацарапав на кальке мелкую сетку. Ничего не выходило, рисунок был слишком миниатюрен, а я не слишком терпелив.
Требовалось радикальное средство. И я направился к своей одношкольнице Лариске, которая училась на художника.
― Вот, ― говорю, ― из этого рисуночка нужно сделать плакат, в метр шириной.
― Один в один перенести? ― только и спросила замечательная во всех отношениях Лариска.
― Как можно точнее! ― с важностью сказал я.
― Хорошо. Погуляй часик где-нибудь.
Через час плакат был готов. Я ошеломленно смотрел на него, а в голове медным колоколом звенели слова моего руководителя, между которыми вкралось слово «идиот», хотя профессор такого не говорил:
«…самое важное, идиот, правильно формулировать задачу!».
Контуры месторождения на плакате полностью соответствовали рисунку. С той же точностью была соблюдена пропорция между рисунком и названием, и теперь слова «Общий план месторождения» огромными жирными буквами покрывали всю верхнюю часть плаката. Снизу же чернела гигантская надпись: «Рис. 1».
― Всё в порядке? ― участливо спросила Лариса, озадаченная, видимо, моей реакцией.
― Да, всё хорошо, просто супер, спасибо огромное, ― пробормотал я и пошёл делать с этого плаката кальку, благо навык был.
Правильно формулировать задачу я с тех пор так и не научился, но зато теперь учу этому других.
А историю эту долго никому не рассказывал.
2020 г
Явно товарищ студентом не был. Про дролоскоп уже писали. Лишнее с ватмана легко убиралось лезвием. Ну и диплом - это не описание предприятия, а проект, выполненный студентом согласно исходным данным.
"Нарубить и замесить!"
А вообще история сланцев в СССР и после это огромная практически детективная история с убийствами, многомиллиардным воровством, ит.д.
Замечательный рассказ, я даже широко улыбался! Усердное настоящее, земноводный взгляд, и вот это: но ветеран был старенький и нёс явную антисоветчину. )))
У нас в общаге просто снимали раму окна, клали на 2 стула, снизу ставили настольную лампу и чертили, точнее у нас это называлось "зеркалить".
Это ещё чтоо!На многих заводах во времена Советского Союза ходила байка про токаря.Токарю мастер принес погнутый вал.Спросил:"Сможешь такой же сделать?"Токарь сказал:"Смогу!"А так как мастер был не очень авторитетый и дрянной как человек ,то токарь сделал.Точно такой же вал,согнутый под таким же углом и закалённый с такой же твёрдостью(это чтобы отрихтовать-выпрямить невозможно было).Эту байку я слышал не менее трёх раз на разных производствах.В разных концах нашей ,необьятной тогда страны.И каждый раз рассказчик клялся и божился что это абсолютно правдивая история.И обещал привести за рукав участников этого проишествия,если я не верю.И я ,конечно ,верил.
Убийственно.
Описал своё счастливое детство, затем национальный состав какого-то эстонского Мухосранска и социальный срез работников предприятия...
Долго рассказывал принцип действия известного прибора и про каких-то идиотов.
Вместо того, чтобы в нескольких предложениях рассказать, как его подруга на плакате громадное название написала.
Полная хрень.
Минус.
Сергей ОК ★★➦Alexander_A• 01.09.20 13:02
Когда вы, Александр, вдруг хвалите мои тексты, я настораживаюсь и судорожно перечитываю -- неужто написал столь явную фигню?
А так нормально, хорошо, привычно.
Спасибо за "дралоскоп", я такого слова не слышал! Только почему только кальку? У нас это было стекло из электрички, огромное (как такое можно упереть из вагона - не представляю, но по общаге их ходило несколько, они передавались из поколения в поколение и очень ценились). Кладёшь на стулья, внизу лампа, сверху ватман на ватман - и знай себе обводи. Это называлось "перестеклить". "Дралоскоп" звучит лучше, конечно.
Alexander_A ★➦finnn• 31.08.20 15:38
Совершенно верно. Прекрасно просвечивались два слоя ватмана.
Сергей ОК ★★➦finnn• 01.09.20 13:11
Если надо было передрать один к одному, то, конечно, на ватман. Но для сбора материалов ватман не годился, во-первых, кальки компактнее, а их было много, больше восьми. Во-вторых, большей частью были эл.схемы, довольно мелкие, на ватман сложно. И в третьих на выходе плакаты включали в себя несколько фрагментов разных чертежей-схем, что тоже было удобнее с кальками.