История №1091312
Однажды заместитель главного редактора Рада Аджубей (кстати, дочь Хрущева), вызвала и.о. завотделом физики к себе и велела подготовить материал о великих успехах социалистической экономики и науки - небольшую подборку, демонстрирующую экономические связи СССР с развитыми странами Запада. Дело в том, что приближался очередной международный саммит, и Союзу нужно было продемонстрировать хоть какие-то успехи.
Воодушевленный Сергей направился в Комитет по науке и технике при Совмине за материалом. Его принял академик Владимир Кириллин, внимательно выслушал и распорядился выдать всю необходимую информацию. Парню выделили отдельный кабинет, и он погрузился в чтение бумажных кип - отчетов, договоров, переписки.
Уже довольно скоро и.о. почувствовал, что задание, оказывается, не такое легкое, как ему показалось вначале. Он легко находил все, что закупал СССР - зерно, одежду, оборудование, но никак не мог найти хоть что-нибудь, что поставлялось красной империей развитому миру. Кроме нефти, разумеется. Но не напишешь же одну только нефть - позор получится!
Наконец через несколько дней работы старательному парню удалось найти нечто несырьевое, что СССР поставил в Европу -коммунисты передали во Францию огромный пресс весом в 22 тысячи тонн и несколько станков в Великобританию. Сергей вздохнул с облегчением - две позиции нашел! И в этот момент ему в глаза бросился документ, из которого следовало, что СССР закупает за границей не только станки для своих заводов и еду для своих людей, но и навоз. Голландия поставляла в СССР ежегодно 100 тысяч тонн этого удобрения. Что такое 100 тыс. т? Это, как прикинул Сергей, четыре или пять больших грузовых кораблей.
Картина сухогрузов, доверху груженых навозом, так подействовала на аспиранта, что в обед он улучил момент и подошел к высокому чиновнику Госкомитета по науке и технике и спросил, зачем СССР покупает в Европе навоз, своего дерьма, что ли, мало?
В ответ на это чиновник, успевший слегка сдружиться с парнем, спокойно взглянул на него и дал ответ, который Сергею запомнился на всю жизнь:
- Понимаете, Сергей Леонидович, у нас и навоз - говно.
Очередная охуенная история, о том как все хуево тут, и как охуенно там
тамбовский кот ★• 15.03.20 00:13
вообще то ссср много чего продавал. оружие и автомобили. станки и оптические приборы. даже электронику продавал. в общем - опять облажались.
А за границей коров розовыми бутонами кормят? Просто что бы ни покупать за границей, а откаты можно разделить.
В чём вообще глубинный смысл этого текста? В том, что в СССР вообще не могли произвести нормального?
Тогда может не стоит на зеркало пенять , можно подумать что нынешнее украинцы это не часть бывшего СССР.
Да, в системе, когда хозяин с дубиной не бил по яйцам Лоботрясам, кассетный магнитофон получился существенно хуже японского.
Наука была на высоте, потому что финансировалось за счет огромного военного бюджета. Те люди, которые могли и которых пускали в эти направления, делали реально интересные вещи.
Остальное - секретики могут спокойно подойти к зеркалу и посмотреть внимательно на себя.
22 тыс. Т - это не вес пресса, а развиваемое усилие, я так понимаю. А афтырь - нет! Инетересно, что Союз покупал подобное оборудование. Например, стволы автоматов АК74 изготавливались и изготавливаются импортными устройствами.
тамбовский кот ★➦Ost• 15.03.20 00:11
стволы автомата калашникова изготовляются электрохимическим травлением. оборудование для этого можно даже в домашних условиях изготовить.
Ost➦тамбовский кот• 15.03.20 13:33
Чилавек,не мели чушь! Стволы с прогрессивной нарезкой (это не очень сложно для тебя?) Изготавливаются скоростными кузнечными прессами, ковкой по мастерпуансону. Эти устройства трудно отнести к конкретному классу оборудования. В них есть нечто и от прессов и от молотов. В СССР завезли их кажись из Швеции. Не помню уж точно. И это, по вреду для человечества, вполне приравнивается к нашумевшей истории с тоже импортным оборудованием для производства малошумных винтов подлодок. СССР не мог ни то, ни другоепроизвести. Могли килотонны чугуния и лямения. А вот с хайтек были большие проблемы.
А не пробовали задать себе простой вопрос: куда хотели ездить советские чиновники в командировки для заключения контрактов на поставку навоза: в Голландию или в деревню Гадюкино? Вот поэтому они и говорили, что "у нас и навоз - говно"
А не пробовали задать себе простой вопрос: куда хотели ездить советские чиновники в командировки для заключения контрактов на поставку навоза: в Голландию или в деревню Гадюкино? Вот поэтому они и говорили, что "у нас и навоз - говно"
Навоз из Голландии был не простым. В нём был очень высок процент конского навоза. В СССР, на радостях механизации, лошадей почти повывели. А оказывается без конского навоза много что почти не растёт. Например, шампиньоны в теплицах. Во для этих теплиц и покупали.
Начали с Белой Дачи и совхоза Московский. Кстати, для них и теплицы в Голландии закупили. Правда, кое что и сами произвели. Но первые теплицы - комплексно из Голландии.
Вообще-то это старинный анекдот "у нас и навоз - говно"
Стоило ли сочинять так длинно?
Вообще-то это старинный анекдот "у нас и навоз - говно"
Стоило ли сочинять так длинно?
Не стоило.
Оригинальная Фраза - " У нас даже гавно - ГАВНО"
Хм. Известный блогер Сергей Лопатников совсем выжил из ума... Судя по упоминаю Аджубей, времена были хрщёвские, т.е. ещё до победного шествия Нивы по Европе.
Однако, к примеру, нашего якобы "говна" околохрущевских времён: Москвич-408 стал самым продаваемым автомобилем в Финляндии в 1965, 1966, 1968 годах.
НМ ★★➦Serge3leo• 11.03.20 12:22
Не, "Москвичи", а тем более - "лады" и "Нивы", конечно, экспортировались. Экспортировались и танки с БТР-ами в какие-нибудь народно-демократические еб..ня типа Анголы, второй вопрос - по какой цене, или за наши же "безвозвратные" кредиты...на экспорт ушло всего 35 тыс "Москвичей-408".
Насчет "самого продаваемого автомобиля в Финляндии" - в 1965 г общее число ВСЕХ советских автомобилей, проданных в Финляндию, составило примерно 6500. Пусть даже 6 тыс из них были "Москвичи", при общем числе легковых автомашин в Финляндии в 1965 около 500 тыс (и приросте примерно 60 тыс в год, а с учетом неизбежного вывода из эксплуатации старых машин, продаваться для этого в год должно было не менее 70 тыс), едва ли "Москвичи" были там на первом месте по продажам.
"на экспорт ушло всего 35 тыс "Москвичей-408" = "в 1965 г. на экспорт ушло всего 35 тыс "Москвичей-408".
Gmred➦Serge3leo• 11.03.20 12:49
Аджубей была зам главного редактора до 2004 года, так что вообще непонятно кода это было у автора и с кем:)
Ниву массово экспортировали Дания, Щвеция и Норвегия. В Швеции и Норвегии нива использовалась как машина скорой помощи для горных районов. Вместо двух правых седений монтировали конструкцию с носилками.
в 1950 году каждое четвертое такси в норвегии было ГАЗ-21 - Волга.
В 1971 году в Норвегии появилась первая тольяттинская модель, ВАЗ-21013, уходившая на экспорт под названием LADA-1200s. Ещё большую популярность приобрела LADA-1500s (экспортная «трёшка»), к 1974-му году её продажи исчислялись в четырехзначных числах. Никто не ожидал столь большого успеха русских машин на этом рынке, в отличие от «Волг» и «Москвичей», их приобретали уже частные владельцы. И в 1978 численность вазовских малолитражек на норвежских дорогах перевалила за 10 тысяч. Напомним, что население страны в те годы составляло около 4 миллионов человек (сейчас здесь проживает 5,2 миллиона).
Новый рекорд был достигнут в 1981-м году, когда «Нива» стремительно ворвалась на скандинавские просторы и заняла 3,5% норвежского рынка импортных автомобилей. Эта модель пришлась по душе многим любителям «off-road», она была будто специально создана для норвежского ландшафта. И до сих пор на местных дорогах можно встретить трёхдверные «Нивы».
Так и да, а общее число легковых автомобилей проданных в Финляндию - 6196, если порыться можно найти точную число "Москвичей-408", но явно же доля ГАЗ-21 и ГАЗ-69 очень небольшая. ;)
Так что марка, которая занимает 5-10% рынка продаж новых легковых автомобилей - очевидный кандидат на самый продаваемый автомобиль.
"на экспорт ушло всего 35 тыс "Москвичей-408" = "в 1965 г. на экспорт ушло всего 35 тыс "Москвичей-408".
Стало быть при общем объёме экспорта легковушек 1965 года: 48600, т.е. Москвичи-408 составляли 71% в целом и существенно больше для относительно более богатых рынков Западной Европы.
в 1950 году каждое четвертое такси в норвегии было ГАЗ-21 - Волга.
Экспортировали из будущего?
Ага, пресс весом 20 тыс тонн, точно. При том что вес крейсера "Адмирал Горшков" меньше 5 тыс. А 20 тыс это уже небольшой авианосец.
Особо наивному поясняю, наш завод "Химмаш" во времена Совдэпии поставлял продукцию не только в СЭВ, но и капиталистическим оборванцам. Так что не тупи.
Максим Камерер ★★★★★• 11.03.20 10:45
Справедливости ради надо упомянуть, что США для производства SR71 покупали титан в СССР.
Ost➦Максим Камерер• 11.03.20 12:23
США не покупали титан у СССР. США нипали СССР и получили титан через цепочку подставных фирм и сделали чёрную птицу. Это было дешевле, чем налаживать у себя дорогущее производство с аргоннаполненными герметичными цехами. А бабки они считать умеют. Позже аналогично, но легально, были приобретены изотопы для Вояджеров.
Про самолётик: ничего подобного ни тогда, ни теперь на просторах бСССР не производили и не производят. Лебедь на этом фоне выглядит унылым гамном. Уникальная машина.
горловский_я ★➦Максим Камерер• 11.03.20 12:25
А хоть бьі даже и золото с платиной покупал для SR71.
Не все же в Африке у туземцев покупать, советам тоже нужна валюта.
Юный_Техник➦Ost• 11.03.20 13:07
с Ту-160 сравнение некорректное. С ним нужно В1в сравнивать.
Дрозд - чистый разведчик, вес вооружения (не считая пистолета летчика) - ноль, вес бронирования - ноль.
Хотя аэроплан, безусловно, уникальный. Наш разведчик МиГ-25 тоже шустр, но отставал по всему комплексу характеристик
Максим Камерер ★★★★★➦Ost• 11.03.20 14:02
Почему же? В монино стоит Т4. Но его не стали пускать в серию
Максим Камерер ★★★★★➦горловский_я• 11.03.20 14:02
Еще один укродурень. Титан это тебе не золото. Его производство крайне сложный процесс.
Ost➦Максим Камерер• 11.03.20 14:11
Э, не нужно сравнивать несравнимое. Цели, параметры, дальность, потолок, маскировка, новизна решений... Кроче, ... с пальцем.
Ost➦Максим Камерер• 11.03.20 14:12
Максик, дурень ты. Производство титана - несложный процесс. Сложно переработать металл в крупногабаритный прокат и литьё. Учи матчасть!
Максим Камерер ★★★★★➦Ost• 11.03.20 14:24
Даушшш...
Как не укропатриот-так идиот. Прав был Олесь Бузина.
«Настоящий свидомый украинец обязан быть тупым!»
Титановых руд везде полно. Это 7 элемент по распространенности.
А вот производство очень сложно. Там и хлорирование , и восстановление магнием И так далее . И потом магний из хлорида восстанови.
Именно поэтому штаты решили , что купить проще, чем производить
Хм. "США нипали СССР и получили титан через цепочку подставных фирм и сделали чёрную птицу"
Так и что СССР не продавал титан на Запад?! Да с радостью ж. А вот ВПК США, что тогда, что сейчас, использовали цепочки посредников для наё... собственных налогоплательщиков, эт факт. Тогда налогоплательщикам отчитывались за титан "свободного мира", ныне отчитываются за микросхемы "свободного мира", а по жизни тогда титан был коммунистический из СССР, а ныне микросхемы коммунистические из КНР.
Ost➦Максим Камерер• 11.03.20 15:02
Cкопированая во многом по украденной документации машина в принципе не может претендовать на новизну решений. Матчасть, максик, матчасть!
Ost➦Максим Камерер• 11.03.20 15:05
Не тупи, максик. В отличие от тебя, я работаю с титаном. Да таким, который тебе и во сне не приснился. И даже с суперсплавами на его основе. (это не очень трудное для тебя слово?) Получить титан-сырец уже давно не проблема.
Максим Камерер ★★★★★➦Ost• 11.03.20 15:13
Удивил выпускника МИСиС новым словом. Сейчас не проблема. Тогда была очень большая проблема
Ost➦Максим Камерер• 11.03.20 15:15
Так ты ещё и продукт "свиньи"! А как в союз попала первая "рецептура" суперсплавов и у кого скоммуниздили, знаешь?
Максим Камерер ★★★★★➦Ost• 11.03.20 15:17
Пруф плиз. Ибо я не слышал, что б т4 по спертым данным делали. Это не Б29
Ost➦Максим Камерер• 11.03.20 15:37
Какой слив, максик? Тебя носом тыкать нужно? Когда разрабатывалась Валькирия и Конкорды? И когда этот тупиковый монстр? А сходство конечно случайно, да? Амеры сразу поняли ненужность проэкта и свернули его. Как им удалось протолкнуть работы над Т4 в союзе через 10 лет, какой дезой? Бешенные бабки были вколочены в заведомо ненужну. железяку. И железяка выглядела устаревшей, даже в сравнении с революционной для своего времени Валькирией, уже почившей в бозе.
Максим Камерер ★★★★★➦Ost• 11.03.20 15:52
Это вообще не аргументы. Аргумент это вот тут это сперли отсюда. А это оттуда. Внешний вид сверхзвука большим разнообразием не отличается.
Максим Камерер ★★★★★➦Ost• 11.03.20 15:54
«Свиньи»? Не слышал такого названия. Супесплавы не моя специальность.
Я на теорфизике у Абрикосова учился.
Ost➦Максим Камерер• 11.03.20 16:10
////"Свиньи»? Не слышал такого названия////
Так называли корпус на раскосых ножках.
Теорфизика? Да, трудная дисциплина. Ротаторы, ОТО, Лагранжи всякие...
Не все заканчивают в здравом уме, не все!
Ost➦Максим Камерер• 11.03.20 16:13
Компановочное решение, найденное и проверенное НАСА - это половина решения. Двигатели содрать не смогли. Топливо не то. А формы в сверхзвуке разнообразны. Вот, Чёрная птица например, с которой и сыр-бор. Или обратная стреловидность...
Ost➦Максим Камерер• 11.03.20 16:17
///упесплавы не моя специальность. ///
Образцы стружки материалов турбин английских джетов спёр на каучуковой платформе ботинок высокопоставленный советский шпион, приглашённый на завод. И зря спёр. Вскоре англичане с какого-то перепугу продали лицензию турбин СССРу. А поплатились за это американцы, столкнувшиеся в Корее с МИГами с этими самыми турбинами. Это здорово увеличило потери Штатов. К счастью, тогда никто не продал СССР секрет перегрузочных костюмов.
Максим Камерер ★★★★★➦Ost• 11.03.20 16:26
Б корпус. Это, наверное, позже. При нас такое название не в ходу было. Хедер-да, звали.
Максим Камерер ★★★★★➦Ost• 11.03.20 16:27
Ср на своем топливе был. Оно же и охладитель. И вытекало из него пока не разогреется. Вообще ср это довольно спорное достижение
Ost➦Максим Камерер• 11.03.20 17:28
Пока их начали делать (опять-таки, сдирать!) побилась куча машин. Сверхманёвренный МИГ15 перегрузкой лишал пилота сознания и спокойно плющил его и себя об землю или становился беззащитной добычей.
Ost➦Максим Камерер• 11.03.20 17:30
///При нас такое название не в ходу было///
Средина семидесятых. Слышал не от одного человека. И в первопристольной от местных, и от выпускников в наших краях.
Нытик➦Максим Камерер• 11.03.20 20:37
В монино стоит Т4. Но его не стали пускать в серию
Так он же испытаний не прошёл.
Валькирия полетела на 10 лет раньше.
У Валькирии и Т-4 нет ничего общего. Ни по материалам, ни по агрегатам, ни по аэродинамике.
Как им удалось протолкнуть работы над Т4 в союзе через 10 лет, какой дезой? Бешенные бабки были вколочены в заведомо ненужну. железяку.
Т-4 делали против авианосных соединений. У США такой задачи не было.
Т-4 погубила альтернатива. В виде сверхзвуковых противокорабельных ракет большого радиуса действия. Не появись они - его бы доиспытали и пустили в производство. Технологически он был не особо сложнее чем МиГ-25.
Компановочное решение, найденное и проверенное НАСА - это половина решения.
Чушь. Компоновка зависит от задачи. Задачи разные - разные и компоновки.
Половина решения - это результаты продувок моделей.
К счастью, тогда никто не продал СССР секрет перегрузочных костюмов.
Эти секреты СССР получил от Германии. Как трофей.
Сверхманёвренный МИГ15 перегрузкой лишал пилота сознания и спокойно плющил его и себя об землю или становился беззащитной добычей.
Допустимая максимальная перегрузка для МиГ-15, без подвесок - 8. С подвесками - 5.
Не теряют пилоты сознание от таких перегрузок. Противоперегрузочный костюм, кстати, впервые применили союзники в 1944г.
МиГ-15 бился, в основном, из за явления "валежки". И из за недостаточной маневренности на малых высотах. Пилоты гробились в полном сознании.
Угу, ничего, я верю, верю. Амеры тупыыыые назвали Т4, если не ошибаюсь, русской Валькирией.
Канешна, канешна. И пустили бы и в серию, да. Тему читал хоть? НИЧЕГО уровня чёрно
Ваше мнение "слегка" не совпадает с мемуарами американцев и с выводами спецов, делавших в Штатах выводы из корейской войны.
https://www.anekdot.ru/id/763538/
https://www.anekdot.ru/id/887216/
https://www.anekdot.ru/id/763632/
горловский_я ★➦Ravanelly• 11.03.20 12:27
Не новая, зато зашла в топ.
И коментариев накосила десятки. Что еще надо?
История больше попахивает навозом, чем гружёный сухогруз. В статье экспорта были пушнина, хлеб, лесоматериалы...
Симон➦Максим Камерер• 11.03.20 10:53
Наивному поясняю-Совдэпия покупала продовольственное зерно, а всяким негросоветикусам голодающим продавала фуражное, которым они и питались.
Zloy Banderovets➦oleg67• 11.03.20 11:28
И все это сырьё. Вместо мебели из дерева и шуб из пушнины. Как был Совок сырьевым придатком, так Московия и осталась.
Zloy Banderovets➦Симон• 11.03.20 11:32
А сейчас наоборот. Будучи в Московии старался в магазинах искать белорусские и (тогда ещё) украинские. Местные были отвратительные. И это 8 лет назад. Сейчас ситуация совсем аховая.
oleg67 ★➦Максим Камерер• 11.03.20 11:42
https://ruskline.ru/news_rl/2014/02/14/zagadki_i_mify_sovetskoj_industrializacii_4
oleg67 ★➦Zloy Banderovets• 11.03.20 11:49
Может не в те магазины заходили :) Хотя признаюсь - ширпотреба китайского или сделанного кустарным способом под маркой известных брендов предостаточно
DIMA 40➦Максим Камерер• 11.03.20 11:57
*Хлеб?!! А откуда тогда зерно ввозили?
В статистическом сборнике "Народное хозяйство СССР" Есть графа импорт зерновых - до 50 млн. т. в год (низкокачественное, фуражное, мягких сортов, кукуруза) и графа экспорт зерна - 1 млн. тонн в год (высококачественное, твердых сортов)
Наивному поясняю-Совдэпия покупала продовольственное зерно, а всяким негросоветикусам голодающим продавала фуражное, которым они и питались.
Совдэпия не могло себя прокормить и покупало до 50 млн. тонн зерновых, преимущественно фуражных. Но в СССР были передовые хозяйства, которые производили элитное зерно, которое отправляли за рубеж - 1 млн. тонн в год.
Ссылка "СтатистическИЙ сборник "Народное хозяйство СССР""
С точностью до наоборот, фуражное закупали, а продовольственное продавали
горловский_я ★➦Симон• 11.03.20 12:47
Пищевое труднее произвести чем фуражное.
Потому что технологии нужно соблюдать.
Потому что в СССР реальная урожайность колебаласть в диапазоне 14-25 центнеров, а у фермеров на западе 70-110 - в значительной мере за счет большого правильно налитого каждого отдельного зерньішка.
У меня отец в обласной статистике работал при СССР, и я там тоже на преддипломной практике работал, гнилую кухню видел и собственноручно статистику заполнял в "простьіни" размером со стол "с потолка" (мартьішкин труд под присмотром старших).
Фуражное зерно продавали от неспособности содержать скотину для его поглощения. (Ну тупые! @Задорнов)
А мясо и пищевое зерно покупали на западе - от неспособности вьірастить пищевое.
- Почему в магазине нет мяса?
- Мы идем к коммунизму семимильными шагами! Скотина за нами не поспевает!
После отменьі совка доля пищевого зерна в Украине вьіросла с порядка 20-30 до 70%. Еще процентов до 10% занимаєт хороший посевной материал (его стоимость еще раз в десять вьіше пищевого зерна) - корпорации мировьіе лидериьі растят преимущественно на преимущественно на екпорт.
горловский_я ★➦горловский_я• 11.03.20 12:50
Но чаще всего покупали десятки миллион тон и фуражного и пищевого.
Стабильньій експорт фуражного начался только после отменьі дибильного совка и екго уебищньіх колхохзов.
Юный_Техник➦Симон• 11.03.20 13:09
не продавала, а возила нашару.
А обратно не могли хоть бы бананов-апельсинов набрать - боялись имиджа колониального разграбителя развивающихся стран. Везли балласт - морскую воду.
Zloy Banderovets➦oleg67• 11.03.20 15:09
Обычные супермаркеты и небольшие магазинчики во Пскове. Может где-то и можно найти качественный товар, но это только подтверждает, что для широкого потребления он не доступен.
Написано очень коряво и, в большинстве, не по теме. А ведь могла бы получиться смешная история.
Автор матерый антиоветчик! СССР продавал патентов и лицензий в те годы на 45 млрд баксов - это больше чем сегодня даже в нынешних ценах, весь оборонный экспорт.
На Западе, в том числе и в США, много говорят и пишут об одностороннем потоке научно-технической информации с Запада на Восток. На самом деле картина выглядит несколько иначе. Так, например, по состоянию на 1 января 1987 г. в СССР было зарегистрировано 1493 американских патента, а в США - 5282 советских. За последние 5 лет СССР продал США в три раза больше лицензий, чем купил. Как правило, мы продаем самые современные технологии в самых различных областях" Например, сейчас "Лицензинторг" подготовил для показа на выставке в США в 1988 г. около 30 экспортных лицензионных тем. Это разработки профессора Илизарова, разработки Института электросварки им. Патона, лицензии на новые строительные материалы, устройства для очистки газа, масла и топлива, производство стали в конвертерах и другие.
Малькольм В. Браун в статье "Технологии из России нашли себе место в американской жизни", опубликованной в "Нью-Йорк таймс" в декабре прошлого года, прямо пишет: "Когда какой-нибудь американец начинает утро с того, что надевает свои контактные линзы, включает телевизор, выпивает стакан фруктового сока и ставит на газ кофейник, потом едет в метро на работу, чтобы делать сверла и фрезы, детали автомобилей или даже, может быть, корпуса ракет, а заканчивая день, открывает банку с пивом, - он вряд ли подозревает, что буквально к каждому из этих действий имеют отношение технологии, купленные американскими компаниями у стран советского блока".
https://aif.ru/archive/1649186
В 1980 году СССР экспортировал нефти 63 млн тонн, по 100 долларов за баррель (733 доллара за тонну), т.е. как раз на 46 млрд долларов (ну, туда включен еще и "экспорт" на какую-нибудь Кубу и т.п., не оплаченный до сих пор, но не будем о грустном).
Вы всерьез полагаете, что СССР мог бы продавать патенты вместо нефти, и на вырученные деньги кормить страну?
demontag➦горловский_я• 11.03.20 13:34
Ты "махровый антисоветчик" и "матерый враг" - вот так будет правильнее, и по-русски.
Цитаты из прошлого надо брать в кавычки, а то получается "сейчас в 1988 мы продаём..."
>Вы всерьез полагаете, что СССР мог бы продавать патенты вместо нефти, и на вырученные деньги кормить страну?
А чего предполагать? Вон Китай - наследник советской модели, сегодня на первом месте в мире по регистрации патентов. Раньше это место было у СССР. И не просто на первом месте - а по количеству патентов ОБГОНЯЕТ КАПСТРАНЫ, СЛЕДУЮЩИЕ ЗА НИМ ВСЕ ВМЕСТЕ ВЗЯТЫЕ!
https://nonews.co/directory/lists/countries/number-patents
Так что да, СССР мог бы торговать на внешнем рынке только патентами и лицензиями, и ничего бы не потерял. Весь внутренний рынок был обеспечен и так, внутри СЭВ.
В 1980 году СССР экспортировал нефти 63 млн тонн, по 100 долларов за баррель (733 доллара за тонну),
Это как? в 1980 г цена нефти не поднималась выше 35 долларов за баррель.