Во время блокады Ленинграда слепым жителям города отводили особую роль. Вооружившись рупорами, они, благодаря своему утончённому слуху, обнаруживали самолёты на большом расстоянии, отличая свои от чужих. Сегодня акустическую локацию для обнаружения самолётов не применяют, но для обнаружения подземных объектов она подошла идеально. А обкатана технология на слепых.
Кончилась война, вскоре был изобретён транзистор. Первоначально он был очень низкочастоным и одновременно маломощным прибором, годившимся только для слуховых аппаратов. На глухих он и был обкатан, а затем постепенно доработан до того, что мы имеем сейчас: и сверхвысокочастотные транзисторы в передатчиках смартфонов, и очень мощные - в частотных приводах электродвигателей.
Затем на сцену вернулись слепые. На них обкатали различные виды оптических и ультразвуковых дальномеров для обнаружения препятствий и изменения расстояния до них. Вспомним хотя бы примитивный по нынешним меркам "ИК-локатор для слепых" Игоря Нечаева. Затем эти разработки пригодились в системах автофокуса фотоаппаратов, а теперь и смартфонов. А ещё в парковочных "радарах", которые на самом деле сонары, и автопилотах для авто- и электромобилей.
На инвалидах, а точнее, на электрических колясках для них обкатали технологии, применяемые сегодня в средствах персональной мобильности - электросамокатах, гироскутерах, моноколёсах. На бионических протезах для инвалидов - технологии, уже начинающие находить применение в экзоскелетах для грузчиков, кладовщиков, космонавтов...
Но вернёмся к нашим... даунам. На ком же, как не на них, обкатывать нейроинтерфейсы? Те самые, которые мы после этого увидим в ближайших "Евросетях" и "Связных" по ценам, которые пока ещё кажутся невероятно низкими. Но когда сотовые телефоны только-только появились, тоже мало кто верил, что они затем подешевеют на несколько порядков.