Сейчас немало написано историй о воинах, солдатах и командирах Красной Армии, об их боях, победах, невероятных трудностях и лишениях, о самоотверженных подвигах, мужестве и героизме. Да, это они ковали Победу!
Но как жили и работали в тылу обычные граждане – женщины, дети, старики? Ведь без их помощи и поддержки – поддержки фронта тылом, – без их неустанного труда не было бы нашей Победы.
Моя бабушка, Шабалина Фаина Михайловна, родилась 25 октября 1929 года. На момент начала Великой Отечественной Войны ей было 11 лет. Жили вдвоем с мамой в Мурманске. Отец погиб в первые недели войны – рядовой пехотинец.
Вообще, бабушка о жизни в годы войны рассказывала мало, не считала, что это что-то особенное – все тогда так жили, вместе преодолевали все трудности и лишения. О чем рассказывать-то?
Были бомбежки – воздушная тревога, над головой гудят фашистские самолеты, люди бегут в бомбоубежища, матери закрывают собой детей. На окна шили светомаскирующие шторы.
Дети ходили в школу, учились. В школе было холодно, дрова были большой редкостью. Дома тоже зачастую топить было нечем. Иностранный язык учили только немецкий, все дети. Была учительница музыки, они ее не любили, за глаза называли «жабой». Она их петь заставляла, ходила по рядам и слушала кто как поет. Какое пение – война идет, отцов на фронте убивают, а она петь заставляет!
Жили впроголодь, в муку, когда пекли хлеб, всегда добавляли лебеду или толченую кору деревьев, хлеб получался тяжелый и невкусный, от него болел живот. В школе у детей случались голодные обмороки.
Ребята на уроках шили для бойцов кисеты, кто постарше – рукавицы, эти посылки затем отправляли на фронт.
Одежда, как правило, со взрослого плеча, перешитая. Обувь плохая, промокала, подошва отходила, веревочкой перевязывали. Игрушек не было. Да и не надо их было – мечтали не об игрушках, а чтобы война поскорее закончилась.
Послевоенные трудности тоже не пугали, не думали, что тяжело или плохо живут – ведь война закончилась, над головой мирное небо, нет больше ночных воздушных тревог, не бомбят города фашистские самолеты. Что еще надо? Жили все вровень, много работали. Не было деления на «бедных» и «богатых», как сейчас, жили просто и открыто. Не было злости или зависти ни у кого.
После окончания восьмого класса бабушка поступила в медицинское училище и всю жизнь проработала в медицине.
Эти люди не думали ни тогда, ни сейчас, что они ежедневно совершали подвиг, что, работая днями и ночами, что отдавая фронту все, что могли, они приближали Победу! Честь им и хвала!
Рассказчик: Salamandra
1
28.09.2020, Новые истории - основной выпуск
Однажды ребенок спросил: зачем учить русский алфавит (т. е. последовательность букв), ведь сейчас всё оцифровано и автоматизировано и необходимости в этом знании нет? А вот хотя бы зачем.
В благословенное докарантинное время потребовалось мне посетить одно уважаемое государственное учреждение. Прием посетителей организован по первой букве фамилии: то есть посетители, чьи фамилии начинаются, к примеру, на А-Ж идут к первому специалисту, З-Л ко второму и так далее. Посетителей много, очередь занимают задолго до открытия, разбиваясь на миниочереди согласно списку. В нашем случае, фамилии С-Т должны были идти к специалисту под номером 5. Я заняла очередь за студентом лет 20. Но когда в 9-00 мы поднялись к кабинету, нас ждал сюрприз: объявление, что наш специалист на больничном и распределение по другим специалистам: Са-См к четвертому, Сн-Т к шестому. Я перезаняла очередь к четвертому, студент к шестому. Их очередь двигалась гораздо быстрее, и не прошло и часа, как студент зашел, но через полминуты вышел и спросил, кто крайний в очередь к четвертому специалисту. При этом он долго недоверчиво косился на объявление и что-то искал в интернете.
В благословенное докарантинное время потребовалось мне посетить одно уважаемое государственное учреждение. Прием посетителей организован по первой букве фамилии: то есть посетители, чьи фамилии начинаются, к примеру, на А-Ж идут к первому специалисту, З-Л ко второму и так далее. Посетителей много, очередь занимают задолго до открытия, разбиваясь на миниочереди согласно списку. В нашем случае, фамилии С-Т должны были идти к специалисту под номером 5. Я заняла очередь за студентом лет 20. Но когда в 9-00 мы поднялись к кабинету, нас ждал сюрприз: объявление, что наш специалист на больничном и распределение по другим специалистам: Са-См к четвертому, Сн-Т к шестому. Я перезаняла очередь к четвертому, студент к шестому. Их очередь двигалась гораздо быстрее, и не прошло и часа, как студент зашел, но через полминуты вышел и спросил, кто крайний в очередь к четвертому специалисту. При этом он долго недоверчиво косился на объявление и что-то искал в интернете.
Salamandra (2)
1