21 августа 1963, за 46 лет до подвига пилота Салленбергера, посадившего самолет на Гудзон, советский летчик В. Мостовой спас 60 человеческих жизней, посадив самолет ТУ 124 на Неву.
Почему советские люди почти не знают об этом?
Потому что в СССР первым делом попытались засекретить это происшествие.
Засекретить было трудно: на берегу Невы гуляло летом много людей, были и иностранные туристы.
Вот что вспоминает оператор ленинградской студии кинохроники Н.И. Виноградский:
- Я снимал строительство железнодорожного моста. И вдруг, вижу, со стороны собора Александро-Невской лавры на малой высоте летит огромный пассажирский лайнер в мою сторону. Автоматически расчехлил камеру и начал снимать. Вначале думал, что пилот хочет пролететь между двумя опорами моста, как Чкалов. Смотрю, пошел на снижение к поверхности воды от Большеохтинского моста. В разные стороны рассыпались фонтаны. Самолет заскользил по воде, как глиссер. Съемка была против солнца, и мириады брызг создавали радужную цветовую гамму. Вокруг – облако, а в середине – контуры фюзеляжа, как в тумане. Красота неописуемая. Я чувствовал, что снимаю что-то необыкновенное, но еще не понимал, что происходит. Самолет остановился буквально в двадцати метрах от бетонного монолита железнодорожного моста.
Виноградский бросился на набережную и продолжал снимать.
От зоркого взгляда начальства не ушел рослый оператор, снующий с камерой повсюду. Недалеко остановился автобус с иностранными туристами, которые тоже с интересом щелкали фотоаппаратами. Неожиданно один из присутствующих секретарей ленинградского горкома партии (его фамилию никто уже не помнит) набросился на Виноградского:
– На кого вы работаете, зачем снимаете?
Гнев партработника спровоцировал «штатских». Они стали вырывать камеру у кинооператора. В завязавшейся потасовке 60 метров пленки с исключительной съемкой выпали из кассеты кинокамеры и покатились в реку.
Самолет вынужден был совершить такую посадку из-за конструктивных недостатков. Но всесильный Туполев решил все свалить на экипаж.
И только журналист В.Ардаматский, работавший в газете Известия, которую редактировал зять Хрущева, спас экипаж, опубликовав небольшую заметку об его подвиге. Заметка была опубликована только 14 октября
Почему подвиг пилотов Ту-124 в свое время не был оценен по достоинству? Ни один из них так и не был награжден. Мостовой – еврей, и именно это обстоятельство было решающим для авиационных чиновников, сознательно умолчавших и засекретивших событие. Так считали близкие Мостового.
Сразу после происшествия стоял вопрос о наказании летчиков, хотя действовали они строго по инструкции. В составе комиссии по расследованию были горячие головы, готовые списать на пилотов все дефекты Ту-124, считая, что они находились в полной растерянности и действовали безграмотно. С письмом в ЦК КПСС обратились спасенные пассажиры. Государство решило наградить весь экипаж орденами Красного Знамени. Но этого не случилось.
Руководство «Аэрофлота» в этой ситуации было гуманнее. Виктор Мостовой и радист Виктор Царев (он позже погиб в автокатастрофе), в знак признания их заслуг, получили двухкомнатные квартиры в пятиэтажном доме на улице Вавилова. Тогда это был царский подарок. Второй пилот Василий Чеченев, по слухам, тоже не был обойден вниманием начальства.
Подробнее:
http://www.e-reading.club/chapter.php/1022931/19/Nikolaev_-_TASS_upolnomochen_promolchat.html
http://izvestia.ru/news/343821
17 августа 2015
Копии историй
Меняется каждый час по результатам голосования
Самый смешной анекдот за 13.11:
В селе Шевченко разведаны огромные запасы лития, входят в топ-10 запасов в мире. Если эти запасы достанутся Америке, литий увезут в Китай и из него сделают батареи для Тесла. Если эти запасы достанутся Европе, литий увезут в Китай и из него сделают батареи для шведской компании Lynк&Co и Zeekr. Если литий достанется русским, литий увезут в Китай и из него сделают батареи для авто и телефонов Хуавей и Ксайоми.
Этим обьясняется загадочная улыбка китайского лидера.
Этим обьясняется загадочная улыбка китайского лидера.